ПЛАН … 1. Значение формирования национальной гордости. 2. Формирование национальной гордости у студентов вузов. 3. Пути достижения национальной гордости у молодежи.
Национальная гордость – проявление чувства высокого уважения к своей нации и национальным этнопсихологическим особенностям, а также к вкладу нации в мировую культуру на основе осознания и убеждения. В годы независимости последовательно повышается благосостояние, уровень и качество жизни нашего народа.
С первых дней обретения независимости укрепление национальной гордости определено как главная задача общественного движения. В решении этой задачи большое значение приобретает формирование чувства национальной гордости у народа, в том числе у молодёжи, через возрождение национальных ценностей. Обладание чувством национальной гордости свидетельствует о том, что личность способна осознать свою национальную принадлежность, правильно понять то место и значение, которое занимает её нация на мировой арене и в человеческой цивилизации, и стремится быть достойным преемником своих предков.
Это ярко проявляется в динамичном росте доходов населения, широкомасштабном жилищном строительстве, обеспечении внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, развитии социальной инфраструктуры. В настоящее время в стране 97 % семей имеют собственное жилье, каждая третья семья – личный автомобиль. 90 % населения обеспечены всеми основными товарами длительного пользования. Узбекистан по ряду показателей социального благополучия, в том числе продолжительности жизни, миру и согласию в семьях, низкому уровню безработицы, занимает достаточно высокие места, чему могут позавидовать многие государства мира.
Воспитание всесторонне развитого молодого поколения стало важнейшим приоритетом государственной политики. В ходе реализации « Национальной программы по подготовке кадров », разработанной под руководством Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова, в стране создан уникальный механизм обеспечения непрерывного образования. Во всех регионах страны, в том числе и в отдаленных районах, построены современные профессиональные колледжи, академические лицеи. Организованы новые университеты, институты и академии, налажена подготовка кадров по всем востребованным специальностям. В результате удовлетворяется спрос на высококвалифицированные кадры во всех сферах. Сегодня на всех этапах образования – общего среднего, среднего специального и высшего – формируется физически крепкое и духовно зрелое молодое поколение с твердыми убеждениями, овладевшее современными знаниями и профессиями, свободно владеющее иностранными языками.
Особое внимание уделяется развитию спорта как неотъемлемой составляющей воспитания молодого поколения гармонично развитыми личностями, утверждения в обществе здорового образа жизни. Деятельность созданного по инициативе Первого Президента нашей страны Фонда развития детского спорта Узбекистана приобрела характер общенационального движения, служит как физическому, так и духовному развитию молодежи.
Чувство национальной гордости побуждает личность на борьбу за независимость Родины и нации в будущем. Ещё более важным представляется обладание чувством национальной гордости студентов высших учебных заведений, так как студенты как будущие специалисты выступают главными субъектами обеспечения общественно - экономического прогресса общества. Студенты, обладающие чувством национальной гордости, должны не только знать национальную историю, правильно оценить её роль и место нации в мировой цивилизации, но и овладеть профессиональными трудовыми навыками и квалификацией, чтобы создавать блага для процветания общества. В процессе образования и воспитания приобщение студентов к национальной истории, ознакомление с сущностью и общественной значимостью национальной независимости должно составлять основу частных наук, а также – более широкой по своим масштабам духовно - просветительской работы. При формировании чувства национальной гордости у студентов целесообразно принять во внимание возрождение национальных ценностей, возможности национальной культуры и языка.
В существующих источниках даётся следующее определение понятиям национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства : Национальное само со знание означает процесс осознания национальной принадлежности личности, свойственных этой нации этнопсихологических особенностей, сущности национальных ценностей и заложенных в их содержании передовых идей. Национальная гордость – проявление чувства высокого уважения к своей нации и национальным этнопсихологическим особенностям, а также к вкладу нации в мировую культуру на основе осознания и убеждения.
Национальное достоинство – проявление безграничного уважения личности к своей национальной принадлежности, этнопсихологическим особенностям своей нации, осознание вклада нации в мировую культуру, преданность нации и осуществление практической деятельности на благо своего народа. Формированию чувства национальной гордости студентов способствуют учёт их психологических особенностей, опора на исторический опыт в воспитании личности в национальном духе. Важно эффективное использование национальных ценностей в этом процессе. Поэтому выявление внешних и внутренних факторов, обладающих активным воспитательным воздействием в учебно - воспитательном процессе, а также обоснование эффективных организационно - технологических идей служат педагогической основой формирования чувства национальной гордости у студентов.
В решении данной проблемы необходимо выделить следующие направления : – разработка научно - теоретических основ формирования чувства национальной гордости у студентов через изучение специфики учебных предметов, анализ содержания деятельности и направлений специальности высших учебных заведений ; – использование мирового опыта в формировании чувства национальной гордости у молодёжи ; – выявление причин не проявления чувства национальной гордости у большинства молодёжи и определение мер по устранению этого положения ; – создание механизма формирования чувства национальной гордости у студентов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !