Тема 5. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ. Исследование трудовых ресурсов ставит своей целью Исследование трудовых ресурсов ставит своей целью выявление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 2: Статистика экономически активного населения, занятости и безработицы. Вопросы: 1. Статистика экономически активного населения 2. Изучение экономически.
Advertisements

Тема 2. Статистика населения 2.1. Статистика численности населения и его состава Статистика естественного движения населения и его миграции 2.3.
План занятия: 1.Понятие и классификация трудовых ресурсов. 2. Экономически активное и экономически неактивное население. 3. Трудовой потенциал общества.
Статистика населения. Население это совокупность лиц, проживающих на определенной территории.
СТАТИСТИКА РЫНКА ТРУДА. Содержание и задачи статистики рынка труда Статистика рынка труда включает статистику экономически активного населения, занятости.
Рынок труда и занятость населения. Задачи урока: Что такое трудовые ресурсы Что такое рынок труда География безработицы Требования к современному работнику.
1 Презентация Харитоновой Анастасии Тема реферата: Характеристика трудовых ресурсов региона.
Федеральная служба государственной статистики О состоянии рынка труда в Нижегородской области Федеральная служба государственной статистики 2014 год Нижегородстат.
Россияне на рынке труда «Будущее рождается сегодня»
1.Что такое «трудовые ресурсы»? 2.Состав трудовых ресурсов России. 3.Безработица. 4.Рынок труда.
Тема «Безработные и Занятые» Выполнил: ученик 11 а класса Светлаков Дмитрий.
Тема 4. Население как объект изучения. В процессе изучения населения необходимо дать ответ на следующие вопросы: В процессе изучения населения необходимо.
ТЕМА 10 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ.
ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ.
Рынок труда и занятость населенияТрудовые ресурсыРынок трудаГеография безработицыТребования к современному работнику в условиях рынка.
Презентация к уроку географии (9 класс) по теме: Трудовые ресурсы. Рынок труда.
Лекция 6. Рынок труда.. Литература Егоров В.Д. Трудовой потенциал России // Народонаселение Заславский И.К. К новой парадигме рынка труда.
Безработица: причины и последствия. Структура занятости Нетрудоспособное Нетрудоспособное население Трудоспособное население (трудовые ресурсы): Добровольно.
Молодежная и подростковая занятость. Цели: проведение статистического анализа состояния основных характеристик занятости молодежи и подростков в Республике.
Относительные статистические величины Лекция 3. относительные величины это обобщающие показатели, выражающие меру количественных соотношений, присущих.
Транксрипт:

Тема 5. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

Исследование трудовых ресурсов ставит своей целью Исследование трудовых ресурсов ставит своей целью выявление отличий в формировании, составе, распределении и использовании трудовых ресурсов выявление отличий в формировании, составе, распределении и использовании трудовых ресурсов оценку влияния количественного и качественного состава работников на развитие хозяйства, формирование и размещение отдельных видов производства. оценку влияния количественного и качественного состава работников на развитие хозяйства, формирование и размещение отдельных видов производства.

Трудовые ресурсы – это та часть населения, которая в силу своих физических и духовных возможностей может трудиться Трудовые ресурсы – это та часть населения, которая в силу своих физических и духовных возможностей может трудиться Лица трудоспособного возраста: Лица трудоспособного возраста: Мужчины лет Мужчины лет Женщины лет Женщины лет за исключением неработающих инвалидов I и II группы и пенсионеров по льготным условиям за исключением неработающих инвалидов I и II группы и пенсионеров по льготным условиям

Следует отметить, что впервые при переписи населения в нашей стране в 1999 году в переписные листы были включены вопросы, которые позволили в соответствии с международной методологией получить полные данные об экономически активном и неактивном населении, занятости и безработице, а также о статусе занятости и занятии по основной работе. Это дает возможность определить величину каждой из данных категорий, показать их долю в их общем количестве населения региона. Следует отметить, что впервые при переписи населения в нашей стране в 1999 году в переписные листы были включены вопросы, которые позволили в соответствии с международной методологией получить полные данные об экономически активном и неактивном населении, занятости и безработице, а также о статусе занятости и занятии по основной работе. Это дает возможность определить величину каждой из данных категорий, показать их долю в их общем количестве населения региона.

При изучении При изучении определяют численность каждой из перечисленных групп определяют численность каждой из перечисленных групп долю каждой из перечисленных групп в трудоспособном населении, в численности населения изучаемой территории долю каждой из перечисленных групп в трудоспособном населении, в численности населения изучаемой территории

Важным моментом в этих исследованиях является изучение причин изменений количества экономически активного населения: Важным моментом в этих исследованиях является изучение причин изменений количества экономически активного населения: миграционные процессы, миграционные процессы, смертность в трудоспособном возрасте смертность в трудоспособном возрасте выход на пенсию выход на пенсию

на основании этих материалов можно показать влияние движения населения на формирование экономически активного населения выразив его следующей формулой : на основании этих материалов можно показать влияние движения населения на формирование экономически активного населения выразив его следующей формулой : Эпр. = Т – ( П + У ) +- М, Эпр. = Т – ( П + У ) +- М, где Эпр. – прирост экономически активного населения, где Эпр. – прирост экономически активного населения, Т – трудоспособное население ; Т – трудоспособное население ; П - население пенсионного возраста; П - население пенсионного возраста; У - умершие в трудоспособном возрасте; У - умершие в трудоспособном возрасте; М – приток (отток) трудоспособного населения. М – приток (отток) трудоспособного населения.

На основании этого можно рассчитать коэффициент уменьшения экономически активного населения (без учета миграции): На основании этого можно рассчитать коэффициент уменьшения экономически активного населения (без учета миграции): К1 = Т : ( П+У) х 100 К1 = Т : ( П+У) х 100 Отношение этого коэффициента к экономически активному населению покажет интенсивность его уменьшения: Отношение этого коэффициента к экономически активному населению покажет интенсивность его уменьшения: К инт. = (К1 : Э ) х 100, К инт. = (К1 : Э ) х 100, где Э – экономически активное население. где Э – экономически активное население.

В зависимости от трудовой активности возрастных групп трудовых ресурсов выделяют: В зависимости от трудовой активности возрастных групп трудовых ресурсов выделяют: до 20 лет (учеба и служба в Вооруженных силах) до 20 лет (учеба и служба в Вооруженных силах) лет (освоение профессии) лет (освоение профессии) лет ( самая высокая трудовая активность) лет ( самая высокая трудовая активность) лет - предпенсионный возраст женщин лет - предпенсионный возраст женщин

55-59 лет -предпенсионный возраст мужчин лет -предпенсионный возраст мужчин старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) – работающие пенсионеры старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) – работающие пенсионеры

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют: В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют: занятые в общественном хозяйстве занятые в общественном хозяйстве находящиеся на учебе с отрывом от производства находящиеся на учебе с отрывом от производства занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве военнослужащие военнослужащие

Важной качественной характеристикой экономически активного населения является уровень образования. Важной качественной характеристикой экономически активного населения является уровень образования. Его оценивают такими показателями как Его оценивают такими показателями как количество работников с высшим, средним специальным, профессионально-техническим и др.образованием в расчете на 1000 занятых, количество работников с высшим, средним специальным, профессионально-техническим и др.образованием в расчете на 1000 занятых, уровень образования разных возрастных групп, уровень образования разных возрастных групп, уровень образования городского и сельского трудоспособного населения, уровень образования городского и сельского трудоспособного населения, уровень образования мужчин и женщин. уровень образования мужчин и женщин.

Важной характеристикой трудовых ресурсов является анализ занятости. Важной характеристикой трудовых ресурсов является анализ занятости. Наиболее простой показатель для его определения - это доля занятого населения к общей численности населения изучаемой территории. Наиболее простой показатель для его определения - это доля занятого населения к общей численности населения изучаемой территории.

Характер использования трудовых ресурсов определяют с помощью балансового метода. Характер использования трудовых ресурсов определяют с помощью балансового метода. Баланс трудовых ресурсов показывает соотношение между наличием и использованием трудовых ресурсов Баланс трудовых ресурсов показывает соотношение между наличием и использованием трудовых ресурсов

Особое место при изучении трудовых ресурсов имеет изучение безработицы. К основным показателям ее изучения следует отнести: Особое место при изучении трудовых ресурсов имеет изучение безработицы. К основным показателям ее изучения следует отнести: количество зарегистрированных службой занятости граждан не занятых трудовой деятельностью в том числе признанных безработными; количество зарегистрированных службой занятости граждан не занятых трудовой деятельностью в том числе признанных безработными; безработные, которые получают помощь; безработные, которые получают помощь;

количество зарегистрированных службой занятости граждан, которые проходят профессиональную подготовку по направлению этой службы; количество зарегистрированных службой занятости граждан, которые проходят профессиональную подготовку по направлению этой службы; количество зарегистрированных службой занятости граждан, которые принимают участие в общественных работах; количество зарегистрированных службой занятости граждан, которые принимают участие в общественных работах; наличие свободных рабочих мест и вакантных должностей; наличие свободных рабочих мест и вакантных должностей; количество граждан, которые трудоустроены службой занятости. количество граждан, которые трудоустроены службой занятости.

Важный параметр изучения безработицы – ее уровень: Важный параметр изучения безработицы – ее уровень: отношение количества безработных, зарегистрированных службой занятости к экономически активному населению отношение количества безработных, зарегистрированных службой занятости к экономически активному населению

абсолютная безработица, которая появляется в дефиците рабочих мест абсолютная безработица, которая появляется в дефиците рабочих мест относительная безработица, когда дефицит или излишек рабочих мест носят структурный характер (недостаток или избыток по какой-то специальности, мужских или женских рук и т.д.). относительная безработица, когда дефицит или излишек рабочих мест носят структурный характер (недостаток или избыток по какой-то специальности, мужских или женских рук и т.д.). скрытая безработица, когда на рабочих местах работает больше людей, чем надо. скрытая безработица, когда на рабочих местах работает больше людей, чем надо.

Изучая безработицу нужно обратить внимание на Изучая безработицу нужно обратить внимание на образовательный уровень образовательный уровень половозрастную структуру безработных половозрастную структуру безработных безработицу в городе и сельской местности безработицу в городе и сельской местности

Результатом исследований трудовых ресурсов может стать типология населенных пунктов по числу рабочих мест и наличия безработицы: Результатом исследований трудовых ресурсов может стать типология населенных пунктов по числу рабочих мест и наличия безработицы: населенные пункты с дефицитом рабочей силы; населенные пункты с дефицитом рабочей силы; населенные пункты, где количество рабочих мест совпадает с количеством рабочих; населенные пункты, где количество рабочих мест совпадает с количеством рабочих; населенные пункты с явно выраженной безработицей. населенные пункты с явно выраженной безработицей.

Эффективность использования рабочей силы определяют Эффективность использования рабочей силы определяют уровнем производительности труда уровнем производительности труда степенью использования фонда рабочего времени степенью использования фонда рабочего времени Годовой фонд рабочего времени составляет дней или 1880 часов Годовой фонд рабочего времени составляет дней или 1880 часов