Метод группировок и формы графического изображения результатов исследования Метод группировок и формы графического изображения результатов исследования Практическая работа
ЦЕЛЬ: Освоить основные методы обобщения информации. Освоить основные методы обобщения информации.Задачи: 1. Изучить метод группировки данных, виды группировок; сущность территориальной, структурной, аналитической группировки. 2. Овладеть навыками группировки данных на основе количественных и качественных признаков, с использованием графоаналитического метода.
Структура практической работы I. Теоретическая часть. I. Теоретическая часть. II. Практический блок. II. Практический блок. Задание 1. – Группировка на основе количественных признаков. Обработка данных и графическое отображение результатов. Задание 2. – Группировка на основе качественных признаков с использованием треугольника Перэ. III.Блок контроля знаний III.Блок контроля знаний IV.Справочно–информационный блок IV.Справочно–информационный блок
I. Теоретическая часть. Группировка – один из методов обобщения информации. Сущность метода заключается в группировке статистических данных вокруг некоторых пороговых величин, в результате которой совокупность данных разбивается на конкретные статистические группы. Группировка – один из методов обобщения информации. Сущность метода заключается в группировке статистических данных вокруг некоторых пороговых величин, в результате которой совокупность данных разбивается на конкретные статистические группы.
Требования к группировке. Принцип группировки должен соответствовать задаче исследования. Принцип группировки должен соответствовать задаче исследования. Предел числовых значений каждой группы должен соответствовать либо арифметической либо геометрической прогрессии. Предел числовых значений каждой группы должен соответствовать либо арифметической либо геометрической прогрессии. Не следует стремиться к многочисленности групп, так как в этом случае теряется целостное представление и не получится обобщающей картины. Не следует стремиться к многочисленности групп, так как в этом случае теряется целостное представление и не получится обобщающей картины.
II. Практический блок. Задание 1. Используя статистическую информацию таблицы 1 выполнить группировку стран Азии по показателю ВВП на душу населения. Результаты представить в форме таблицы 2, дать качественную характеристику каждой группе стран, определив, к какому типу по уровню социально-экономического развития они относятся. Задание 1. Используя статистическую информацию таблицы 1 выполнить группировку стран Азии по показателю ВВП на душу населения. Результаты представить в форме таблицы 2, дать качественную характеристику каждой группе стран, определив, к какому типу по уровню социально-экономического развития они относятся.
Обработка данных Таблица – Группировка стран Азии по показателю ВВП на д.н., тыс.долл., 2010 Группа Наблюдения ( ВВП на д.н., тыс. $ США) Качествен- ная характеристика группы Число наблюдений Доля группы % Страны <3 3–10 10–20 20–30 >30
Результаты группировок можно изобразить наглядно в форме диаграммы распределения, гистограммы, огивы: диаграмма распределения показывает как часто встречается каждое значение изучаемого признака; диаграмма распределения показывает как часто встречается каждое значение изучаемого признака; гистограмма показывает частоту наблюдений в каждой группе; гистограмма показывает частоту наблюдений в каждой группе; огива отражает процентное соотношение числа наблюдений в группе. огива отражает процентное соотношение числа наблюдений в группе.
Графическое отображение результатов группировки: гистограмма
Графическое отображение результатов группировки: огива
Задание 2. На основе анализа статистической информации (табл. 1) выполнить группировку стран азиатского региона с учетом различий в структуре ВВП с использованием «треугольника Перэ» (рис 1). На основе анализа статистической информации (табл. 1) выполнить группировку стран азиатского региона с учетом различий в структуре ВВП с использованием «треугольника Перэ» (рис 1). С использованием графоаналитического метода выделить группы стран; для каждой группы выявить сходство черт социально- экономического развития и принадлежность к определенному типу. С использованием графоаналитического метода выделить группы стран; для каждой группы выявить сходство черт социально- экономического развития и принадлежность к определенному типу.