Ценообразование в нефтяной отрасли
Проблемы ценообразования Динамика изменения цены на нефть (ноябрь 2007 г. - ноябрь 2008 г.) На протяжении последнего десятилетия цены на нефть совершили головокружительный взлет в 10 раз: если в 1998 г. за баррель WTI давали лишь $ 12-13, то к середине лета 2008 г. стоимость «черного золота» преодолела отметку в $ 140 за баррель. 20 ноября 2008 года стоимость нефти марки Brent упала ниже $50 за 1 барр, а 21 ноября уже до $48. Это минимальный уровень с мая 2005 г.
Большинство комментариев, объясняющих стремительный взлет цен, сводится к резкому росту спроса на нефть со стороны развивающихся экономик, прежде всего Китая, которые спровоцировали фактический дефицит на рынке. Проблемы ценообразования Падение цен на нефть объясняется сокращением спроса из-за высоких цен и начавшегося мирового финансового кризиса Кроме того есть опасения, что падение спроса на энергоносители в мире продолжится. Свой вклад в снижение цены вносит и дорожающий доллар. Курс USD ЦБ РФ
Потребители. Кому не прожить без нефти?
Добыча и потребление
Главные экспортеры и импортеры нефти Крупнейшие импортеры нефти в мире (млн. тонн) Страна Показатель США587 Япония 203 Китай 145 Корея 120 Индия 111 Германия 110 Италия 94 Франция 82 Испания 61 Великобритания 59 Всего в мире 2285 Крупнейшие экспортеры нефти в мире (млн. тонн) Страна Показатель Саудовская Аравия 358 Россия 248 Иран 130 Нигерия 119 Норвегия 109 ОАЭ106 Мексика 99 Канада 93 Венесуэла 89 Кувейт 88 Всего в мире 2203
Крупнейшие нефтяные компании мира Компания, страна Добыча и переработка нефти (млн. т.) Выручка, млрд $ (в случае с Total - евро) Чистая прибыль, млрд $ Деятельность в России Exxon Mobil Corporation, США 133,5378,539,5 Участник проекта СРП «Сахалин-1», владеет 30 % акций проекта. В 2000 вели переговоры с «Юкос» и «Сибнефть» Royal Dutch Shell, Британия- Нидерланды 177,7318,826,3 Один из крупнейших иностранных инвесторов в России по объёму вложений. Проект Сахалин-2 совместно с «Газпром» и «Mitsui». 50% доля в Salym Petroleum СП с компанией Sibir Energy. BP plc, Британия ,226,8 50 % ТНК-BP. Chevron Corporation, США 87,8214,118,7 14 ноября 2006 в Ноябрьске зарегистрировано предприятие с «Газпром-нефтью» ООО «Северная тайга Нефтегаз» (ведётся разведочное бурение на ряде участков в ЯНАО) ConocoPhillis, США ,715,6 В России компания владеет крупным (на март %) пакетом акций компании «ЛУКОЙЛ
3. Российский нефтяной рынок По данным ВР, доказанные запасы нефти в России на конец 2007 г. оценивались в 80 млрд барр., что при текущем уровне добычи предполагает срок жизни резервов в 22 года. По уровню запасов нефти Россия занимает 7-е место в мире, в то время как по уровню добычи – 2-е после Саудовской Аравии. Источник: Банк Москвы
Крупнейшие семь игроков российского нефтяного рынка Капитализация компаний, $ млн. По данным: Банк Москвы
5. Перспективы развития нефтяной отрасли в России Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (фрагмент) Стратегическими целями развития нефтяного комплекса являются: стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты её переработки; обеспечение стабильно высоких поступлений в доход консолидированного бюджета; обеспечение политических интересов России в мире; формирование устойчивого платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей российской экономики (обрабатывающей промышленности, сферы услуг, транспорта и т.п.). Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач развития нефтяного комплекса: рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности; ресурсов- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти; углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных в ней компонентов; формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей; развитие транспортной инфраструктуры комплекса для повышения эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов, ее диверсификация по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние и внешние рынки; своевременное формирование транспортных систем в новых нефтедобывающих регионах; расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, их участие в производственных, транспортных и сбытовых активах за рубежом.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (фрагмент) Перспективные уровни добычи нефти в России определяются следующими факторами: спросом на жидкое топливо, уровнем мировых цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, качеством разведанной сырьевой базы.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (фрагмент) Нефтеперерабатывающая промышленность Для обеспечения перспективного внутреннего спроса на нефтепродукты и их экспорта предусматривается развитие нефтеперерабатывающей отрасли, и прежде всего на основе повышения эффективности использования нефтяного сырья. Приоритетом станет повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях, безусловное удовлетворение нужд обороны страны.
Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса России обусловлено следующими основными факторами: необходимостью иметь собственные нефтеналивные терминалы для морских поставок нефти на экспорт; целесообразностью формирования новых экспортных маршрутов российской нефти и нефтепродуктов; появлением новых центров добычи нефти на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин); снижением добычи нефти в европейской части страны, в первую очередь в Волго-Уральском и Северо-Кавказском регионах; появлением крупных центров добычи нефти в Каспийском регионе с последующей транспортировкой нефти по российской системе магистральных трубопроводов; необходимостью иметь резерв нефть транспортных мощностей для обеспечения транзита нефти по российской системе трубопроводов; необходимостью расширения наиболее эффективного нефтепродуктопроводного транспорта. Развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса
Северо-Балтийское направление – строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы. Каспийско - Черноморско - Средиземноморское направление Центрально-Европейское направление – соединение трубопроводных систем "Дружба" и "Адрия». Восточно-Сибирское направление – обеспечение формирования в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи нефти и выход России на энергетический рынок Азиатско- Тихоокеанского региона. Дальневосточное направление – создание оптимальной транспортной инфраструктуры, отвечающей требованиям рационального пользования недрами, в том числе в рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2 Основные направления развития
Стимулирование развития нефтяного сектора Акцизы на бензин Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, дифференцирующий ставки акцизов на нефтепродукты и индексирующий их на подакцизные товары, на период годов. Соответствующие поправки вносятся в ст. 182 и ст. 193 части второй Налогового кодекса РФ. Документом предусматривается разделение ставок акцизов на нефтепродукты в зависимости от класса бензина и топлива вместо нынешней дифференциации по октановому числу. Согласно документу, ставка акциза для бензина третьего класса составит в 2009 году 3,3 тыс. рублей за тонну, а четвертого и пятого классов - 3,17 тыс. рублей за тонну. Для не соответствующего этим классам бензина ставка акциза составит 3,9 тыс. рублей за тонну в 2009 году. В 2011 году для автомобильного бензина, если он не отвечает классам 3, 4 и 5, акциз составит 4290 рублей за тонну, то есть на 30% выше, чем теперь. За бензин 3-го класса придется уплатить акциз в размере 3630 рублей (повышение на 10%), 4-го и 5-го класса – 3500 рублей (повышение на 6%). Для дизельного топлива ниже 3-го класса с того же времени акциз составит 1430 рублей за тонну (увеличение составит 30% по сравнению с нынешним), для 3-го класса – 1210 рублей (на 12% выше), для 4-го и 5-го класса – 990 рублей за тонну. Правительство РФ дифференцирует ставки акцизов на бензин и топливо с 2009 года
Прогнозы цен на нефть и нефтепродукты По данным: Банк Москвы.