Развитие Музыки и театра
Театр Для театра 19 века были характерны громкие монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть эффектно завершив свою сцену актер подчеркнуто театрально удалялся вызывая рукоплескание зала. За театральными чувствами исчезали сложные жизненные переживания и раздумья.
Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха - на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского. Драматургия Островского - это целый театр, и в этом театре выросли талантливые актеры, прославивших русское театральное искусство. Кроме пьес Островского в русской драматургии второй половины XIX в. появляются пьесы А. В. Сухово- Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. К. Толстого. Театр идет по пути утверждения правды, реализма. Революционно- демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов- самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия.
Именно в пьесах Островского раскрылся талант крупнейшего актера Малого театра Прова Михайловича Садовского ( ). Садовский сыграл 30 ролей в репертуаре Островского. Его герои, казалось, пришли на сцену из самой жизни, зритель узнавал в них хорошо знакомых людей. Вместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая ( ). Она была первой и одной из самых замечательных исполнительниц Катерины в «Грозе» Островского. В ее даровании сочетались черты глубокой реалистической правды в изображении человеческих чувств и переживаний.
Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве. Его основателями стали К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко
Основой творчества крупнейших актеров Малого театра стала классика. В спектаклях зритель видел утверждение героических идей, прославление гражданского подвига, призыв к борьбе с произволом и насилием. Труппа Малого театра в конце XIX в. была необыкновенно богата талантливейшими актерами. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра. Особое место в театральном искусстве занимает русский балет.
Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского. Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты. В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Г.Рубинштейн
Особое место в театральном искусстве занимает русский балет
Музыка А. С. Даргомыжский(1813 – 1869)В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов.Основные произведения: оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова.
Особое место в истории русской музыки занимает творчество П.И.Чайковского, чьи произведения вошли в фонд мировой культуры. Композиторы второй половины XIX столетия внесли огромный вклад в развитие национального искусства,способствовали утверждению реализма в музыке.