В конце 1980-х гг. в Беларуси была завершена разработка Генеральной схемы комплексной территориальной организации БССР (ГСКТО БССР), вобравшей в себя весь предшествующий опыт экономико-географического районирования Беларуси и обогативший его учетом экологических факторов и новых требований к управлению территориальным развитием в связи с переходом к так называвшемуся региональному хозрасчету, а по существу – к развитию регионов в рыночных условиях хозяйствования.
Районирование Беларуси, предложенное в ГСКТО, нацелено на обеспечение устойчивого (сбалансированного) социального, экономического и экологического развития каждого выделенного региона (внутриреспубликанского территориального комплекса).
Цель ГСКТО Беларуси: создать на территории Беларуси оптимально организованную в народнохозяйственном отношении жизненную среду, обеспечивающую дополнительное ускорение развития республики на основе равнокачественных условий для труда, быта и отдыха населения, размещения и развития производства, использования и воспроизводства природных ресурсов.
По своей ориентации районирование имеет социальную направленность – создание равнокачественной жизненной среды всему населению. По средствам достижения цели (рациональное размещение производства, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов) – это социо-эколого-экономическое районирование.
Цели социо-эколого-экономического районирования республики лучше всего раскрываются в тех задачах, которые должно было решить данное районирование: преодолеть диспропорции в развитии на территории республики трех взаимодействующих систем: населения–производства–природы, – учитывая, что до сих пор приоритет отдавался развитию производства; вооружить органы территориального управления всех уровней долгосрочной стратегией достижения на подведомственных территориях сбалансированного социального, экономического и экологического развития; выделить территории, оптимальные для повседневного человеческого бытия, – первичные территориальные общности как низовые неделимые территориально-хозяйственные единицы и как главные звенья хозяйственного комплекса республики, способные обеспечивать эффективное взаимодействие и комплексное развитие производственных, социальных и экологических структур на местах. На этой основе усовершенствовать административно-территориальное устройство Беларуси.
Основополагающее значение при данном подходе к районированию имело выделение в качестве первичного низового звена местной территориально- хозяйственной системы (МТХС). Наиболее эффективное развитие и функционирование местных систем должно обеспечиваться в рамках территориальных комплексов (ТК), формируемых на основе взаимодополняемости групп местных систем различного функционального типа в зонах территориальной концентрации производственных, социальных и экологических проблем.
В ГСКТО была обоснована целесообразность формирования в республике 388 МТХС, организуемых вокруг 186 городских и 202 наиболее крупных сельских поселков – центров местных систем. Каждая из этих систем группирует в пределах 30 – 35 минутной транспортной доступности своего центра 60 – 70 сельских поселений, занимает площадь в среднем 500 кв. км и имеет среднюю численность населения 25 тыс. чел. Границы местных систем в основном вписываются в существующие границы административных районов (в среднем 3,3 МТХС в пределах одного района).
Учитывая существенные различия социально- экономических, природных, географических, планировочных условий развития территорий и населенных пунктов, все 388 местных систем в зависимости от их способностей к наиболее эффективному выполнению тех или иных народнохозяйственных функций подразделены на 6 функциональных типов.
Наименование показателей Функциональные типы местных систем IIIIIIIVVVI Общая площадь территории, км² в т. ч., % застроенные территории 62,61,81,31,00,9 сельскохозяйственные земли леса I-й группы ,5 охраняемые территории 19,317,612,77,213,838,3 Общая численность населения, тыс. чел ,5 в т. ч. население центра ,5 1,5 1,7 2,2 Удельный вес городского населения, % Общая плотность населения, чел./км² ,51415 Соотношение работающих, % в промышленности в сельском хозяйстве Благоустроенный жилищный фонд, % ,3 Количество видов объектов обслуживания
Далее в ГСКТО была поставлена задача увязать развитие местных систем в рамках 19 сформировавшихся и формирующихся территориально-производственных комплексов, выделенных учеными. По существу в ГСКТО были интегрированы экономические, социальные и экологические критерии районирования, и в результате на территории Беларуси было выделено 20 территориальных комплексов (социально-эколого- экономических регионов) во главе с 20 наиболее крупными хозяйственными центрами. В составе каждого из 20 территориальных комплексов (ТК) было сгруппировано по 18 – 20 местных систем различного функционального типа (промышленных, сельскохозяйственных, природных и т.д.) таким образом, чтобы средние показатели уровня развитости каждого ТК приближались к средним показателям по республике.
Социально- экономические связи центров: 1 – зоны повседневных связей; 2 - зоны устойчивых связей; 3 – зоны преимущественного влияния; 4 – границы территориальных комплексов. Схема комплексного социо-эколого-экономического районирования Беларуси (ГСКТО БССР).
На основе анализа системы показателей, характеризующих уровень социо-эколого-экономического развития каждого из 20 ТК, были разработаны их типология и направления повышения степени комплексности, социальной, экономической и экологической эффективности для каждого типа. В результате были выделены 3 группы ТК по степени социально- экономической развитости и выработаны рекомендации по повышению уровня их комплексности. К первой группе наиболее развитых (группа А) отнесены 6 ТК: Минский, Витебский, Гомельский, Могилевский, Брестский, Гродненский. Ко второй группе по степени сформированности (группа Б) отнесены 11 ТК: Барановичский, Борисовский, Оршанский, Молодечненский, Пинский, Лидский, Бобруйский, Мозырский, Слуцко-Солигорский, Полоцко-Новополоцкий, Жлобинский. Третья группа (группа В) – это 3 потенциальных ТК: Глубокский, Житковичский, Кричевский.
Обновленная ГСКТО (2000 г.) предусматривает обеспечение устойчивого развития республики на макро-уровне на основе концепции поляризованного территориального развития страны – формирования урбанизированного (экономического) каркаса и уравновешивающего его экологического каркаса.
В новой ГСКТО первичной ячейкой (т.е. на микро-уровне) планировочного районирования является административный район, а не более мелкая МТХС (как было в прежней ГСКТО). Роль внутриреспубликанских территориальных систем мезо- уровня (которых в прежней ГСКТО было 20) отводится шести областным регионам. Система расселения имеет также три иерархических уровня: макро-уровень (национальный), мезо-уровень (областной) и микро-уровень (районный), что в совокупности должно обеспечить удобный доступ (в пределах одного часа) всему населению к местам приложения труда и объектам социальной инфраструктуры.
С критикой новой ГСКТО, в частности, того обстоятельства, что в ней не выделяются, как прежде, внутриреспубликанские ТК мезо-уровня (области), и с обоснованием целесообразности современного социально-эколого- экономического районирования с выявлением зон тяготения крупнейших хозяйственных центров страны активно выступает Г.В. Ридевский. Он считает, что административные районы является оптимальной единицей для социально-эколого-экономического районирования, так как это административно управляемые территории базового уровня и по ним логично получать оперативную информацию о проблемах социально- экономического, демографического и экологического развития регионов. Применив метод узлового районирования, он разработал схему социально-эколого- экономического районирования Беларуси, выделив 15 социально-эколого-экономических районов, объединяющих каждый от 4-х (Пинский СЭЭР) до 21 (Минский) административных районов вокруг района – центра поляризации СЭЭР
Рис. 2. Социально-эколого-экономическое районирование Республики Беларусь 1. – Административные районы 2. - Социально-эколого- экономические районы 3. - Центры социально- экономических районов 4. - Важнейшие субрегиональные центры