1 Программа создания и развития единой системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на гг. Гурьянова Л.В.
2 Программа создания и развития единой системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на гг. Сегодня существуют две разные системы регистрации: ведение государственного земельного кадастра и технической инвентаризации и регистрации капитальных строений. Принятая программа приведет к созданию единой компьютеризированной и защищенной системы государственной регистрации недвижимости, единого государственного регистра недвижимого имущества.
3 Программа создания и развития единой системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на гг. Программа рассчитана на период с 2003 по 2008 годы, и ее можно разделить на три этапа. На первом этапе (переходный период, 2003 год- до 1 мая 2004 года) будет происходить формирование системы организаций по государственной регистрации, а также первоначальное формирование документов регистра недвижимости. До 1 мая 2004 года никаких изменений в процедуре подачи документов на регистрацию недвижимости не произойдет, а вот к этому сроку БРТИ и земельные комитеты объединятся в кадастровые агентства.
4 Программа создания и развития единой системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на гг. Формирование регистра недвижимости предполагает создание баз данных регистрационных книг и кадастровых карт, а также единой адресной системы и стандартов предоставления адресной информации. Будет создана сеть электронного обмена информацией между республиканской и территориальными организациями по государственной регистрации. Такая сеть должна обновляться каждые дней, а с 2008 года ежесуточно. Это позволит отказаться от регистрационных книг на бумажных носителях и перейти к электронным технологиям ведения регистра недвижимости.
5 Программа создания и развития единой системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на гг. На втором этапе (развитие системы, май 2004 г г.) планируется создание регистра недвижимости, разработка и внедрение автоматизированной информационной системы его ведения. Будет разработана защита системы от несанкционированного доступа, хищения, уничтожения с использованием современных информационных технологий.
6 Программа создания и развития единой системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на гг. На третьем этапе (совершенствование системы, гг.) предусматривается полный переход к автоматизированной системе ведения регистра недвижимости, а также улучшение эксплуатационных характеристик этой системы в интересах различных пользователей. Будет организован дистанционный доступ к регистру недвижимости через Интернет.
7 Программа создания и развития единой системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на гг. Общие затраты на реализацию программы оцениваются в 8,85 млрд. рублей в прогнозных ценах 2003 года, в том числе на создание регистра недвижимости 3,45 млрд. рублей, а на создание автоматизированной системы 4,5 млрд. рублей. Все средства планируется брать из внебюджетных источников (плата за техинвентаризацию недвижимости, совершение регистрационных действий, предоставление информационных, юридических и прочих услуг и др.). Также планируется привлечь средства международных организаций.
8 Программа создания и развития единой системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на гг. Анализ формирования и функционирования подобных систем в развитых странах показывает, что уже на втором этапе программа начинает приносить ощутимый экономический и социальный эффект.
9 Административные и юридические базы данных Все базы данных подразделяют на два типа: административные и юридические. Административные базы данных содержат данные без доказательного значения. В Республике Беларусь - это, например, реестр правовой документации, единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц, государственные водный, лесной, климатический кадастр, кадастр атмосферного воздуха, кадастр животного, растительного мира, кадастр торфяного фонда, кадастр отходов, кадастр недр.
10 Административные и юридические базы данных Запись в административные реестры не вызывает никаких правовых последствий. Объекты или право не устанавливается и не изменяется. Данные из административных баз не могут выступать доказательством в суде.
11 Административные и юридические базы данных Юридические базы данных или регистры - это базы данных с доказательным значением. Они являются доказательством в суде. Запись попадает в регистр только установленным законом образом.
12 Административные и юридические базы данных Как только запись попадает в юридический регистр, она приобретает автономный эффект: защищается судом, не может быть аннулирована иначе, чем установленном законодательством образом. Юридические регистры являются субъектами гражданского или земельного законодательства.
13 Административные и юридические базы данных Отечественное законодательство предусматривает следующие четыре юридических регистра и системы государственной регистрации: государственный земельный кадастр (существование такого регистра, специально уполномоченного органа по его ведению, предусматривается ст.ст.23, 143, 144 Кодекса РБ о земле), государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (предусмотрена ст. 131 Гражданского кодекса РБ),
14 Административные и юридические базы данных единый государственный регистр юридических лиц и систему государственной регистрации юридических лиц (предусмотрены ст.47 Гражданского кодекса РБ), а также книги актов гражданского состояния и систему государственной регистрации актов гражданского состояния (предусмотрены ст.43 Гражданского кодекса РБ).
15 Административные и юридические базы данных Юридические регистры, в отличие от административных баз данных, требуют специального законодательства.
16 Административные и юридические базы данных Кадастровые и (или) регистрационные законы имеют все европейские страны с развитой рыночной экономикой и уже почти все страны Восточной Европы и СНГ. Последние разделились почти поровну в выборе организации кадастра и регистра прав. Половина приняла модель, в соответствии с которой кадастр и регистр прав находятся под управлением одного и того же специально уполномоченного органа.
17 Административные и юридические базы данных Вторая половина стран приняла модель, в соответствии с которой регистр прав и земельный кадастр разделены. При этом регистр прав на недвижимость находится в компетенции министерства юстиции.