Расчетно-графическая работа 1. «Составление продольного профиля трассы линейного сооружения».
Построение продольного профиля. Нивелирование трассы завершают графическим оформлением наблюдений составлением профиля трассы по данным журнала нивелирования и пикетажной книжки. Профиль строят на миллиметровой бумаге, которой все размеры откладывают без измерителя. Масштабы: горизонтальный – 1:5000; вертикальный – 1:500; поперечный – 1:1000.
1. Заполняют графу «Расстояния». В этой графе в принятом горизонтальном масштабе откладывают расстояния между пикетными точками. В промежутках между пикетами наносят в том же масштабе плюсовые точки и подписывают расстояния между ними и соседними пикетными точками. Под этой графой подписываю номера пикетов. 2. Заполняют графу «Отметки земли». В эту графу записывают из журнала вычисленные высоты пикетных и плюсовых точек с округлением их до сотых долей метра.
3. Наносят пикеты и плюсовые точек по их вы сотам.
Заполнение графы «План прямых и кривых». 4. Заполнение графы «План прямых и кривых». В этой графе наносят точки начала и конца кривых. От начала каждой кривой до ее конца проводят условные дуги. Если трасса поворачивает вправо дугу проводят вверху. Если трасса поворачивает влево - внизу. Около дуг выписывают все элементы кривой (, R Т, К, Б,Д).
Отрезки прямых линий между концом предыдущей кривой и началом последующей кривой называют прямыми вставками. На середине каждой прямой вставки выписывают ее длину, а под ней ее румб. Румб исходной линии трассы получают привязкой к пунктам имеющейся геодезической сети. Контролем расстояний служит сумма длин всех прямых вставок и кривых, которая должна быть равна длине всей трассы.
5. Составление плана местности. План местности наносят по пикетажной книжке в принятом для данного профиля горизонтальном масштабе в соответствующей графе профильной сетки. Посредине плана местности проводят ось трассы красным. В точках поворота трассы показывают стрелками направления поворота. План оформляется в соответствии с условными знаками для данного горизонтального масштаба.
6. Построение поперечников. Поперечные профили строят над теми пикетами, от которых они построены на местности. Над точкой продольного профиля, на которой был взят данный поперечник, прочерчивают ось поперечника.
7. Проектирование по профилю. 7. Проектирование по профилю. Линию проектного профиля дороги строят на продольном профиле, руководствуясь техническими условиями на проектирование и строительство соответствующих дорог. Проектный профиль будущей дороги, состоит из отрезков прямых разной длины, направлений и уклонов. Места перелома проектного профиля отмечены в графе «Проектные уклоны» вертикальными прямыми, делящими эту графу на прямоугольники. Внутри прямоугольников в соответствии с направлением уклона данного участка проектной линии проводят диагонали. Над каждой диагональю вписывают величину уклона i (выраженную в тысячных), а под ней - длину участка в метрах.
Численные значения высот точек проектной линии называют проектными (или красными). Проектные отметки Н н и Н к начальной и конечной точки данного участка проектной трассы определяют по профилю графически с учетом требуемой высоты насыпи или выемки, а уклон этого участка вычисляют по формуле: где d- длина участка
Полученное значение i округляют с требуемой точностью, затем вычисляют окончательное значение отметки Н к по формуле Н К =Н Н +id и записывают его в графу «Отметки по бровке дорожного полотна». Проектные высоты всех промежуточных точек данного участка (пикетов и плюсовых точек) последовательно рассчитывают по формуле:
Разность между проектными высотами и высотами земли называют рабочими высотами (отметками) и вычисляют по формуле: Положительное значение h раб (высота насыпи) записывают над линией профиля, отрицательное (глубина выемки) – под линией профиля.
Точка пересечения проектной линии с линией земли называется точкой нулевых работ, здесь h раб =0. При проектированию по профилю определяют расстояние от точки нулевых работ до ближайших пикетов или плюсовых точек по формулам d d1d1 h2h2 h1h1 d2d2 d - расстояние между ближайшими точками h 1 и h 2 - модули рабочих высот.