Семинар 1 Образование как социокультурный феномен Сиренко С.Н.
Основные вопросы Вечные проблемы образования. Решены ли они? (Работа с педагогическими афоризмами). Образовательные парадигмы. Характеристика традиционной и современной образовательной парадигмы. Ответы на вопросы теста Каковы общественные запросы к образованию? Чем ценно образование для личности? Основные методологические подходы в педагогике (системный, личностный, деятельностный, культурологический, антропологический и др.). Ваше педагогическое кредо.
Литература: 1. Основы педагогики / Под общ. ред. А.И. Жука 2.Педагогика. Практикум … Жук О.Л., Сиренко С.Н. 3. Куриленко Н.С., Чечет В.В. Интерактивная педагогика: Пособие. – Мн.: ООО «Белый ветер», – 80 с.
Пересмотр взглядов на образование. Причины
Теоретическая (традиционная или предметно- ориентированная) модель образования обеспечивает: 1) трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; 2) воспроизводство «готовых», «завершенных» знаний, умений, навыков, 3) формирование сознания личности с конкретным типом мировоззрения: ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, конкретными знаниями, умениями и навыками. Пример теоретической модели образования – советская школа, которая была ориентирована на формирование у учащихся единого марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических идеалов и ценностей.
Образовательная парадигма Парадигма – исходная концептуальная схема или модель постановки и решения проблем, господствующая в течении определенного времени.
Что определяет педагогическую парадигму? представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание способов развития человека в процессе освоения культуры; принципы передачи информации; осмысление ценности и роли образования в обществе; представления об образе и месте педагога как носителе знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.
Попробуйте сформулировать основные положения новой образовательной парадигмы, исходя из следующих позиций Важнейшие задачи образования; Представления о необходимых знаниях, умениях, навыках; Роль учащегося; Позиция учителя; Методы и формы обучения; Ответственность за результаты обучения; Критерии оценки задания;
Универсальная (инновационная или личностно- ориентированная) модель образования. подготовка людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации; преобладание инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности; направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях; акцент в содержании образования смещается на развитие универсальных личностных способностей, которые позволяют человеку самостоятельно: осуществлять выбор и строить себя и собственную жизнедеятельность, формировать личные идеалы, жизненные принципы, мировоззрение.
Универсальные способности В динамическом обществе особенно важными для личности выступают универсальные способности: Способности работать в неопределенной ситуации – самостоятельно и адекватно решать возникающие в новых условиях новые задачи. Способности к личностному самоизменению и саморазвитию, к непрерывному самообразованию. Способность к самоопределению – социальному и культурному. Способность к рефлексии; диалогу, анализу ситуации и определению целей, способов и средств их достижения; совместной продуктивной деятельности.