Развитие творческого потенциала личности учащегося С.Н. Сиренко
2 Творчество
3 Творчество с точки зрения философии – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество сопровождается Логическими рассуждениями Интуитивным, неформальным принятием решений Преодолением «разрыва»
4 Творчество Существенным признаком начала творчества является сознательная или неосознанная неудовлетворенность человека тем, что уже существуют и доступно ему в избранной сфере.
5 Признаки творческого мышления Получение нового результата, нового продукта; Новизна процесса получения известного продукта; Невозможность получения нового продукта случайно, путем простого неэвристического перебора вариантов, простым логическим выводом действием по алгоритму; Преодоление логического разрыва на пути от условий задачи к ее решению;
6 Признаки творческого мышления Связь не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему (собственное видение проблемы); Устойчивая длительная или более кратковременная, но очень сильная мотивация; Наличие яркого выраженного эмоционального переживания, предшествующему моменту нахождения решения.
7 Субъективное творчество Можно ли сказать, что ученик в школе или студент в вузе занимается в процессе обучения творчеством? Субъективное творчество Новые для личности Способы познавательной деятельности Смыслы прежней деятельности
8 Продукты субъективного творчества способность открытия нового знания; появление новых мотивов, целей учебной деятельности; владение новыми (для личности) способами деятельности; импровизационность как способность внезапно принять решение; расширение поля интеллектуальной активности; креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
9 Составляющие опыта учебно- творческой деятельности Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию. Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации. Установление целостной структуры объекта. Видение новой функции объекта. Разработка и учет альтернатив при решении проблемы. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.
10 Личностные качества Позитивно влияют Негативно влияют Уверенность в своих силах Конформизм (соглашательство) Доминирование эмоций радости Неуверенность в себе (часто сопутствует низкой самооценке) Способность риску (в рамках разумного) Слишком сильная уверенность (самоуверенность) Отсутствие боязни показаться странным и необычным Эмоциональная подавленность, доминирование отрицательных эмоций Хорошо развитое чувство юмора Доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху Отсутствие соглашательства Любовь к фантазированию и построению планов на будущее Богатое по содержанию подсознание Боязнь ответственности
11 Ситуативные факторы, которые негативно влияют: Лимит времени. Состояние стресса. Состояние повышенной тревожности. Желание быстро найти решение. Слишком сильная или слишком слабая мотивация. Наличие фиксированной установки на конкретный способ решения.
12 Ситуативные факторы, которые негативно влияют: Неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами. Повышенная самоцензура. Способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь к решению. Чрезмерная специализация. Отсутствие должного вознаграждения творчества.
13 Гипотезы протекания творческого процесса. Гипотеза «инсайта» «Творческий человек не может быть вне работы: днем он ею занимается, вечером не может забыть, а ночью она ему сниться». «Только напряженная струна может издать чистый звук». «Сова Минервы вылетает по ночам».
14 Гипотезы протекания творческого процесса. Гипотеза «инсайта» Выделяют несколько фаз творческого решения задачи: 1) фаза собирания материала; 2) накопления знаний; 3) фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательно регулируемых действий человек может заниматься совсем другим делом; основа решения или переформулирования проблемы
15 Гипотезы протекания творческого процесса. Гипотеза «инсайта» 4) Фаза «инсайта», озарения, когда решения часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании; 5) Фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания.
16 Гипотезы протекания творческого процесса. Ассоциативная гипотеза Набор вариантов решения происходит вследствие появления ассоциаций, вызываемых конкретной постановкой задачи; Последующий отбор наиболее подходящей из них и представляется главным моментом творчества.
17 Восприятие информации, выявление потребности Формулировка гипотезы Проверка гипотезы Реализация одного из отобранных вариантов решения задачи Уточнение формулировки задачи Опыт Мотивация, потребности Индивидуальность Объект, источник информации Задание, сформулированное извне Осознание и постановка задачи Направленное изучение литературы Появление ассоциаций, набор вариантов Отбор ассоциаций, вариантов решения
18 Рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся Не подавлять интуицию ученика право на ошибку, принятие разнообразных точек зрения, отсутствие отрицательной реакции учителя на интуитивно высказанное предположение и не всегда удачные попытки логического обоснования; Формирование у учащихся уверенности в своих силах, веры в способность решить задачу; (регулярно включать в ситуацию успеха);
19 Рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся Опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха); Стимулировать учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения (как в больших, так и частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность, теряет способность к творческой деятельности; Не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.
20 Рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно граничит с выдуванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения на определенном этапе их умственного развития. Но даже в подростковом возрасте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации в этих случаях упреки в адрес учащегося в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогического общения в дальнейшем.
21 Рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся Формировать чувствительность к противоречиям, умения обнаруживать и сознательно формулировать их. При этом само противоречие, даже формально-логическое, не должно отождествляться с ошибкой, которую просто надо исправить. Основная роль противоречий состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез. Чаще использовать в обучении задачи открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение. Сама по себе тренировка и продуцирование возможных решений (гипотез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления.
22 Возможно ли обучение творчеству? О возможности обучения творчеству существуют противоречивые мнения. Г.С. Альтшуллер говорит об алгоритме изобретения и научной деятельности. С помощью этого способа специалист сам «не алгоритмически» получает творческое решение технической проблемы, последовательно сосредоточивая свое внимание и мышление на узловых пунктах, характерных для многих изобретательских задач.
23 Возможно ли обучение творчеству? Алгоритм изобретения представляет собой последовательность вопросов, отвечая на которые субъект творчества последовательно сосредоточивает свое внимание на том или ином существенном для решения задачи элементе, синтезируя таким образом решение. У данного алгоритма есть особенность (решение задачи с конца, т.е. уточнение формулировки задачи исходя из представления идеального конечного результата). Это позволяет говорить об возможности обучения такому алгоритму.
24 Возможно ли обучение творчеству? 4 стадии решения творческой задачи 1) Уточнение формулировки задачи Какова конечная цель, ради достижения которой поставлена задача? Нельзя ли достичь эту цель «в обход» решением другой задачи? Решение какой задачи (первоначальной или обходной) дает лучший результат? Уточнить дополнительные требования и требования будущего (как может измениться задача в перспективе).
25 Возможно ли обучение творчеству? 4 стадии решения творческой задачи 2) Аналитическая стадия 1) Необходимо определить идеальный конечный результат, представить задачу уже решенной (т.е. представить, что все подлежащие изменению функционирует идеально); 2. Определить, что мешает, препятствует, противоречит получению идеального результата. Ответить на вопрос: а почему, собственно желаемое невозможно? 3. Ответить на вопросы: почему возникает помеха? В чем ее непосредственная причина?
26 Возможно ли обучение творчеству? 4 стадии решения творческой задачи 4. Ответить на вопросы: при каких условиях ничто не помешало бы получению идеального результата? При каких условиях исчезает помеха? Ответы на эти вопросы аналитической стадии последовательно и целенаправленно выявляют противоречие, которое препятствует решению задачи. Переход из состояния «что делать?» в состояние «как устранить конкретную помеху». Альтшуллер разработал таблицу приемов, для устранения противоречий.
27 Возможно ли обучение творчеству? 4 стадии решения творческой задачи 3-4. Оперативная и синтетическая стадии состоят в выполнении конкретных действий по устранению противоречий и приведению смежных объектов в соответствие со внесенными изменениями. При этом расширяется поле применения результатов полученного творческого решения: может ли новый объект применяться по-новому?
28 Пирамида потребностей Самоактуализация Творчество Самоутверждение, уважение, признание Социальные потребности (быть любимым, потребность в заботе) Потребности в безопасности Физиологические потребности
29 Творчество