Разговорный стиль Разговорный стиль служит для непосредствэнного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.
Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Основная функция Общение Назначение Передача информации Сфера применения Беседа, частная переписка Разновидности Литературно-разговорный и разговорно- бытовой Тематика События, погода, здоровье, новости Формы Устная (преобладающая форма общения) и письмэнная Характерные черты Непринуждэнность, неподготовлэнность, эмоциональность
В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация. Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.
Лексика разговорного стиля Обще- употребительные слова Просторечные слова и профессионализмы Разговорные слова Диалектизмы и жаргонизмы
Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка, дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.; прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлый и т. д.; глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидначать, жадначать, огорошить, прихворнуть, чудить и др. наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточку и др.
Фразеологизмы стилистически выразительны содержат разнообразные экспрессивно- оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.
Словообразовательные особэнности Словообразовательные особэнности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и оценочностью В разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер: ак/-як: добряк, здоровяк; ан/-ян: старикан, грубиян; ач: бородач, силач; ежик(а): зубрежика, кормежика; отн(я): беготня, пачкотня; ыш: глупыш, крепыш; -яг(а): доходяга, работяга
Словообразовательные особэнности Словообразовательные особэнности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и оценочностью Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы: аст-: глазастый, языкастый; энн-: здоровэнный, обалдэнный. К разговорной лексике относятся глаголы на: начать: бродяжначать, жеманначать; ивать: пошаливать, поговаривать.
Синтаксис 1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений: Кого они любят? Что им надо? (М. Горький). За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький). 2. Использование неполных предложений в диалоге: - А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший.
Черты литературно-разговорного синтаксиса 1)Использование вопросительных и побудительных предложений. 2)Неполные предложения в диалоге. 3)Лексические повторы. 4)Особые формы сказуемого. 5)Своеобразные обороты.
Особэнности разговорного стиля Сложился в городской среде, имеет принципиальные отличия от литературного языка, являясь его частью. Это неподготовлэнная речь в условиях свободного общения. Стиль может быть представлен в устной и письмэнной форме (реплики в пьесах, диалоги в художествэнных произведениях и т.д.). Наличие разговорной лексики. Частое использование неполных предложений.
Разговорный стиль Особые признаки: Основные функции Отсутствие подготовлэнности. Непосредствэнность и непринуждэнность речевого общения. Экспрессивная окраска. Закон «упрощения языковых средств», т.е. закон языковой экономии. В устной форме – средство общения. В художествэнной литературе – воплощение авторского замысла.
Основные функции разговорного стиля в художествэнных произведениях Создание словесного портрета. Воссоздание быта той или иной социальной среды. Создание комического эффекта (при столкновении с элементами книжной речи). Средство стилизации.
1. Создание словесного портрета Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел как уже из Питера! Профинтил дорогой денежики, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится! Ах, боже ты мой, хоть бы какие- нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел. (монолог Осипа из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
2. Воссоздание быта той или иной социальной среды - Это ты чей же будешь? - Кошевой. - Акимкин сын? - Как бы ни звали и какой бы ни был, тебя это не касаемо. Почему, говорю, за Дон не уехал? - Не схотел, того и не уехал. А ты что же это? В анчихристовы слуги подался? Красное звезда на шапку навесил? Это ты, сукин сын, поганец, значит, супротив наших казаков? Супротив своих-то хуторных? (разговор Кошевого и деда Гришака из произведения М.А. Шолохова «Тихий Дон»
3. Создание комического эффекта Ваше высокоблагородие, господин мировой судья! Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен не я, а все прочие. Всё это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю – стоит на берегу куча разного народа людей… (А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»)