Воспитатель: Огиенко Юлия Владиславовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 27 «Радуга» «Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Нормативно-правовая база: Федеральный закон от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон 273-ФЗ); Приказ Министерства образования и науки РФ 1155 от г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
«Концепция развития математического образования в РФ», утв. Распоряжением Правительства РФ от р Департамента науки и образования Кемеровской области «Об утверждении плана мероприятий по реализации концепции математического образования в Кемеровской области на годы.
Модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности; Обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося; обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования; Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:
Повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования) Поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:
Обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей; Популяризация математических знаний и математического образования.
«Дошкольное образование является первой ступенью общего образования». (Закон «Об образовании в РФ»).
Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. К основным условиям усвоения детьми первичных математических представлений, указанным в Концепции, относят следующие: Создание в ДОУ предметно- пространственной и информационной среды; Создание образовательных ситуаций; Использование средств педагогической поддержки ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из важнейших условий реализации образовательной программы является - грамотная организация развивающей предметно- пространственной среды.
Основным принципом ознакомления с математикой является наглядность
Предметы для исследования и образно- символический материалы помещаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности.
На каждом возрастном этапе их диапазон расширяется, они изменяются от простого к сложному, что, в конечном итоге, создает возможность для полноценных и разнообразных творческих занятий.
ЦДА «Занимательная математика: Группа «Зоренька»
ЦДА «Страна считалия» Группа «Солнышко»
ЦДА «Считалкин» Группа «Росинка»
ЦДА «Математическое королевство» Группа «Родничок»
Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственной организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы и т.д.).
Задачи: В непосредственно образовательной деятельности : Формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах деятельности; Обобщение знаний по теме. В режимных моментах и самостоятельной деятельности : Закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников; Применение имеющихся знаний в новых условиях; Освоение новых способов действий. Основой для образовательных ситуаций являются: Проблемные ситуации; Упражнения и дидактические игры; Задачи практического содержания; Наблюдения и эксперименты и т.п.
Формы работы по ФЭМП: Игры; Игровые упражнения; Математические викторины; Решение логических задач; Разгадывание ребусов; Дидактические игры.
По своей классификации дидактические игры делятся на: Игры с предметами Настольно-печатные игры Словесные игры По формированию математических представлений условно делятся на: Игры с цифрами и числами ; Игры путешествие во времени ; Игры на ориентирование в пространстве ; Игры с геометрическими фигурами ; Игры на логическое мышление ; Динамические паузы ; Динамическое упражнение
Занимательные материалы по ФЭМП Задачи – головоломки Игры на моделирование плоских и объемных фигур Наглядные логические задачи
Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
Методы педагогической поддержки развития способностей. Методы поддержки развития аналитико- рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность: метод наблюдения; метод коллективного анализа деятельности, размышления; метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам; метод тестирования и анкетирования.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения.
Спасибо за внимание!