ИКТ-компетентность педагога
ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. ИКТ-компетентность педагога – совокупность знаний умений и опыта деятельности в сфере использования ИКТ в образовании. Наличие опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. В ИКТ компетентности педагога можно выделить три уровня: –базовый; –расширенный; –специализированный.
ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Под базовым уровнем понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый и общедоступный для каждого педагога в решении образовательных задач, прежде всего, средствами ИКТ универсального назначения: –овладение общепринятыми инструментами работы в личном информационном пространстве на компьютере (файловыми операциями и графическим интерфейсом); –освоение пользовательских навыков в применении элементарных возможностей офисных технологий; –использование технологий навигации и поиска необходимой информации в сети Интернет; –использование электронной почты и технологий сетевого общения; –общее представление о мультимедийных и сетевых образовательных ресурсах.
ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Расширенный уровень предполагает более глубокое избирательное освоение востребованных в педагогической деятельности тех информационных технологий, которые формируют профессиональную активность педагога средствами ИКТ в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета и готовность к их внедрению в реальный учебный процесс на регулярной основе. На расширенном уровне ИКТ компетентности у педагога формируются технологические навыки представления собственной учебно-методической информации, навыки презентации своего электронного педагогического портфолио.
ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Расширенный уровень предполагает более глубокое проникновение в сферу технологий обработки: –текстовой; –графической; –аудио/видео информации; –вычислений; –освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета; –освоение технологий представления собственной информации, используя Web-интерфейс (создание Web-страниц и Web-сайтов) и её размещения в сети.
ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: содержание Содержание базового и расширенного уровней ИКТ компетенции педагога может быть представлено двумя группами диагностируемых показателей: –наличием представлений об использовании ИКТ в специфике педагогической деятельности в соответствии с образовательными задачами –уровнем владения приёмами обработки информации средствами ИКТ в ходе организации и реализации педагогического процесса
ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: базовый уровень Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах Наличие представлений об информационном образовательном пространстве и информационной среде образовательного учреждения Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы (приёмами выполнения файловых операций, организации информационной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений)
ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: базовый уровень Владение приемами подготовки методических материалов и документов в соответствии с предметной областью педагога и средствами информационных технологий: –вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования; –подготовкой материалов, содержащих графические элементы, с использованием встроенных инструментов обработки графических элементов; –приёмами работы с табличными данными для составления списков и таблиц с использованием встроенных способов простейшего расчёта данных; –приёмами построения графиков и диаграмм; –приемами создания презентаций и демонстраций для их использования в педагогической практике
ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: базовый уровень Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности: –приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интерент, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; –приёмами работы с электронной почтой; –приёмами работы со средствами сетевого взаимодействия (чаты, форумы)
ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: расширенный уровень Наличие представлений: –о формировании педагогического портфолио средствами информационных технологий; –о сетевом педагогическом взаимодействии и распространении педагогического опыта; –о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта; –о структуре web-страницы; –о программных средствах создания сайтов (web-редакторы, конструкторы)
ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: расширенный уровень Владение приёмами: –формирования портфолио в форме компьютерной публикации для конференции, семинара –представления педагогического опыта в форме компьютерной презентации к докладу; –представления индивидуального и коллективного педагогического портфолио для сетевого обмена опытом с использованием Web- интерфейса, включая средсва компьютерной графики, фото и видео материалы; Владение методикой использования программно-аппаратных и инструментальных средств ИКТ и электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе (на примере методик проведения курсов Microsoft)
Спасибо за внимание!