СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ДАНИИЛА БОРИСОВИЧА ЭЛЬКОНИНА И ДАВЫДОВА ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВЫПОЛНИЛИ : СТУДЕНТКИ 2 КУРСА ГРУППЫ 4505 ОСИНА ИРИНА И ПАВЛОВА КРИСТИНА
Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание. С учебного года система начального образования Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова признана государственной системой начального обучения. Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в начальном ( как в основном сложилось в России ), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.
ОБ ОСНОВАТЕЛЯХ СИСТЕМЫ ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) с гордостью говорил о том, что он является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии. Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940 г.). Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями.
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.) – выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л. С. Выготского, ученик Д. Б. Эльконина. Василий Васильевич Давыдов Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Академик и вице - президент Российской академии образования (1992). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов « Вопросы психологии » и « Психологический журнал ». Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно - методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.
ИСТОРИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЭЛЬКОНИНА - ДАВЫДОВА Образовательная система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, имеет уже более 40- летнюю историю своего существования : в 1959 году на базе школы 91 г. Москвы была открыта лаборатория Д. Б. Эльконина « Психология младшего школьника » в 1991 году образовательная система Эльконина - Давыдова вошла в массовую педагогическую практику в 1994 году по инициативе и непосредственном участие В. В. Давыдова была создана Международная Ассоциация « Развивающее обучение », которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина - Давыдова была признана одной из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова в 1998 году сотрудники лаборатории Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получили Премию Президента РФ в 1999 году авторы курса « Литература как предмет эстетического цикла » для начальной школы и учителя школы 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования в 2000 году был создан Открытый институт « Развивающее образование » на базе которого осуществляется переподготовка и повышение квалификации работников образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЭЛЬКОНИНА - ДАВЫДОВА Концептуальные положения системы Эльконина - Давыдова В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л. С. Выготским и его последователями. Ее главные особенности : Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
УРОК В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЭЛЬКОНИНА - ДАВЫДОВА Особенностью урока этой психолого - педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЭЛЬКОНИНА - ДАВЫДОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Обучение в школе по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. Школа развивающего обучения Эльконина - Давыдова уже в младшем школьном возрасте : формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки ; воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации ; способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты ; развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.
Педагогическая система РО Эльконина - Давыдова дает учащимся : дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни. учителям : учителя, преподающие по данной системе, при переаттестации получают высшую категорию учитель, работающий в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания. родителям : умного, самостоятельно мыслящего ребенка.
НЕДОСТАТОК СИСТЕМЫ Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова : она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Спасибо за внимание !!!