ДТП на воздушном транспорте
Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.
Сегодня воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. За сутки самолеты перевозят в среднем более 300 тыс. человек, за год более 100 млн пассажиров. В среднем ежегодно в мире происходит 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все люди. Для сравнения: ежегодно на дорогах мира гибнет 300 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах менее 2000 человек. Статистика утверждает, что самолеты самый безопасный вид транспорта. Однако для сотен тысяч жертв авиакатастроф это не утешение.
КЛАССИФИКАЦИЯ АВАРИЙ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Возможны следующие типы аварийных ситуаций в полете: - разряжение воздуха в салоне; - пожар в самолете; - удар при падении или посадке самолета.
Декомпрессия связана с быстрым выходом воздуха из салона воздушного судна. Декомпрессия сопровождается оглушительным ревом и свистом выходящего наружу воздуха. Салон наполняется туманом и пылью, видимость резко падает. Из легких человека выходит воздух, в ушах стоит звон, газы в кишечнике расширяются, и это создает дополнительную, резкую боль. Чтобы избежать смертельного исхода от удушья и разрыва легких, надо в первые же секунды декомпрессии надеть кислородную маску, находящуюся возле каждого сиденья. Плохо надетая или просто прижатая к носу и рту кислородная маска не всегда спасает от потери сознания, поэтому ее надо именно надеть. Чтобы оказать помощь рядом сидящему пассажиру или своему родственнику, надо сначала надеть маску себе. Иначе погибнуть, оставшись без кислорода, можете вы оба! Действия экипажа самолета - это немедленное снижение до высоты менее 3000 м, на которой содержание кислорода считается почти нормальным. Декомпрессия
Пожар в самолете может возникнуть по нескольким причинам. Одна из них - это возгорание одного или нескольких двигателей. В этом случае в иллюминаторы можно увидеть пламя, вырывающееся из двигателей или турбин, на крыле самолета, а в самом начале возгорания густой черный дымный шлейф, исходящий из них. Такое возгорание связано с нарушениями и серьезными неполадками в работе двигателей самолета и, как правило, приводит к отключению двигателей и вынужденной посадке. В другом случае пожар может возникнуть из-за небрежности в обращении с огнем в салоне воздушного судна. Современные самолеты изготовлены не только из алюминия, они несут в себе значительное количество синтетических и других легко воспламеняющихся веществ, таких, как пластик, поролон, пенопласт и другие. Эти материалы опасны не только своей повышенной горючестью, при горении или тлении они выделяют ядовитые вещества, которые вместе с огнем распространяются по салону очень быстро, при этом выделяется много густого черного дыма, затрудняющего дыхание и способствующего потери ориентировки. При возникновении пожара в двигателях самолета или внутри салона экипаж совершает вынужденную посадку. При этом главное не создавать панику, а организованно после остановки самолета направиться к основному или запасному выходам, соблюдая установленную очередность дети, беременные женщины, инвалиды, потом все остальные. Пожар
Авария при взлете Это, пожалуй, самый опасный вид аварии, так как воздушное судно имеет при взлете полную загрузку горючим, которое от удара может взорваться или воспламениться. Кроме того, авария при взлете - это возможный отказ двигателей на небольшой высоте, что приводит к резкому падению самолета. В такой ситуации выжить практически невозможно, хотя в мировой практике есть случаи спасения одного или даже нескольких человек чудом оставшихся в живых. Вынужденная посадка При вынужденной посадке самолет или вертолет может врезаться в деревья, скалу, расколоться пополам, загореться и взорваться. В случае объявления аварийной посадки необходимо принять безопасную, фиксированную позу.
Россия «лидирует» среди других стран по числу авиакатастроф
Причины ДТП на воздушном транспорте Основными причинами аварий являются: ошибки пилота 50-60%, неисправности в системах управления, связи, электропитания, разрушение некоторых конструкций самолета, отказ двигателей и т.д 15-30%, воздействие внешней среды 10-20%, прочие(международный терроризм) 5-10%. По элементам полета они распределяются: взлет 30%, крейсерский полет 18%, заход на посадку 16%, посадка 36%.
Медицинские последствия авиакатастроф Гибель пассажиров; Пропажа людей без вести; Серьезные ранения: переломы, нарушения целостности кожного покрова с большой кровопотерей; Болевой шок; Психологические травмы.
Правила поведения в аварийной ситуации Самое главное, при аварийной посадке или при возникновении других проблемных ситуаций, это слушать все указания бортпроводников. Даже самые глупые замечания или наставления могут помочь спасти вам жизнь, что при данной ситуации является самым главным. Даже если вы не говорите не том языке, на котором говорят бортпроводники, просто напросто нужно смотреть на их жесты, которые помогут вам разобраться, что и как делать. Очень важно быть пристегнутым при любой ситуации. Причем, пристегиваться нужно правильно: очень плотно и ремень безопасности должен лежать на ваших тазовых костях и ни в коем случае ни на животе. При посадке аварийной всегда нужно снимать обувь, если она на высоком каблуке, а также, очки и все серьги и другие элементы, которые могут находиться на вас. В случае использования спасательного жилета, очень важно не надувать его в салоне самолета. Делать это необходимо только после того, как вы покинули судно. В противном случае, вы рискуете тем, что вы застрянете в салоне, тем более, если он начнет наполняться водой жилет не даст вам возможности двигаться.
Правила поведения при пожаре на самолете Помните: В случае пожара на борту самолете представляет дым, а не огонь. Дышите только через элементы одежды, смоченные водой; Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках(внизу салона задымленность меньше) Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно: Направляйтесь к ближайшему выходу, т.к. высока вероятность взрыва; Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки При эвакуации избавьтесь от ручной клади Избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прикрыв голову руками(так как возможен взрыв)
Правила безопасного поведения в самолете если пассажир занимает место, не дающее непосредственного доступа к проходу, ему следует постараться не беспокоить соседа частыми просьбами подняться и пропустить его. В крайнем случае предложите соседу поменяться местами; без самой крайней необходимости не стоит беспокоить персонал просьбами подать вам еды или питья сразу после посадки в самолет: стюардессы сервируют прохладительные напитки и обед вскоре после взлета; если вы путешествуете группой, старайтесь не перемещаться все вместе из одного салона самолета в другой, не скапливайтесь в проходах и возле туалетов; в салоне рекомендуется говорить тихо, чтобы не беспокоить соседей: очень часто люди летают самолетами ради экономии времени и пользуются случаем, чтобы просмотреть дела или почерпнуть информацию из свежей газеты. Кроме того, не рекомендуется занимать болтовней своего соседа, особенно в тот момент, когда стюардесса или пилот сообщают данные о полете или о правилах поведения в самолете и мерах безопасности, даже если объяснения даются на незнакомом вам иностранном языке; не злоупотребляйте курением хотя бы потому, что в правилах поведения в самолете, в отличие от поезда, не существует реальной возможности отделить курящих от некурящих; если вы путешествуете с ребенком, усадите его рядом с иллюминатором: это поможет его отвлечь; в момент взлета и посадки, а также если самолет попадет в зону турбулентности, пассажирам «с большим стажем» не следует вести себя слишком вольно или подшучивать над страхами «новичков»; наоборот, было бы любезно с их стороны обронить несколько слов, направленных на то, чтобы успокоить соседей. Выйдя из самолета и не увидев свой багаж на ленте транспортера, обратитесь в специальную справочную: возможно, ваши чемоданы направили по неверному адресу. Обычно неприятности такого рода рано или поздно разрешаются благополучно, но придется запастись терпением, а главное, помнить: в ручном багаже всегда следует иметь при себе рубашку, смену белья и туалетные принадлежности во избежание подобных недоразумений.
Спасибо за внимание!!!