Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь
Что такое педагогическая поддержка? Педагогическая поддержка это деятельность педагога направленная на развитие свобода способности ребенка. Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.
Предмет, цель и задачи педагогической поддержки Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, "выращивание" субъектной позиции ребенка. Задачами педагогической поддержки являются: выявления и собственного понимания педагогом проблемы ребенка, осознания всей ситуации его саморазвития; выявления и собственного понимания педагогом проблемы ребенка, осознания всей ситуации его саморазвития; помощи ребенку в осознании им данной ситуации и коррекции собственного понимания; помощи ребенку в осознании им данной ситуации и коррекции собственного понимания; совместной с ребенком рефлексии его проблемы, побуждение его к осознанию себя как суверенного субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия; совместной с ребенком рефлексии его проблемы, побуждение его к осознанию себя как суверенного субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия; создания условий для осознания ребенком перспективы собственного саморазвития. создания условий для осознания ребенком перспективы собственного саморазвития.
Профессиональные нормы Взрослый должен обеспечить условия развития ребенка, опираясь на особенности его саморазвития, его индивидуальные потребности и интересы. Взрослый должен обеспечить условия развития ребенка, опираясь на особенности его саморазвития, его индивидуальные потребности и интересы. Взрослый должен быть готов оказать помощь ребенку и взаимодействовать с ним, побуждая его самостоятельно осмысливать и решать собственные личностные проблемы. Взрослый должен быть готов оказать помощь ребенку и взаимодействовать с ним, побуждая его самостоятельно осмысливать и решать собственные личностные проблемы. Взрослый не может навязывать ребенку те или иные поступки или стиль поведения, он может лишь побуждать к осмыслению его прав, возможностей и ответственности. Взрослый не может навязывать ребенку те или иные поступки или стиль поведения, он может лишь побуждать к осмыслению его прав, возможностей и ответственности. Взрослый должен уважать право ребенка на выбор и проявление «самости», в том числе на самоопределение, самоорганизацию, самореализацию и др. Взрослый должен уважать право ребенка на выбор и проявление «самости», в том числе на самоопределение, самоорганизацию, самореализацию и др. Особенности становления ребенка как полноправного субъекта деятельности должны восприниматься как со=бытийное наполнение его собственной жизни. Особенности становления ребенка как полноправного субъекта деятельности должны восприниматься как со=бытийное наполнение его собственной жизни. Поощряя самостоятельные поступки ребенком, педагог побуждает его к осознанию жизненной, нравственной и образовательной ценности его выбора и ответственности. Поощряя самостоятельные поступки ребенком, педагог побуждает его к осознанию жизненной, нравственной и образовательной ценности его выбора и ответственности.
Этапы педагогической поддержки Диагностический Диагностический Поисковый Поисковый Договорной Договорной Деятельностный Деятельностный Рефлексивный – анализируем совместно с ребёнком Рефлексивный – анализируем совместно с ребёнком
Виды препятствий Отсутствие ориентации Препятстви е-трудность Препятстви е-проблема Социальны е препятствия Материальн ые препятствия Отсутствие ориентации как препятствие мы связываем главным образом с недостаточностью у субъекта первичной информации для какого-либо самостоятельного действия. Необходимо, чтобы школьник мог сориентироваться, т.е. определить свое местоположение в пространстве, во времени, разобраться в социальном и природном окружении, учебном материале, возможных границах поведения. Это некоторая сложность в деятельности, отношениях, самосознании, с которыми человек может справиться сам, т.к. имеет для этого необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил. Трудность требует дополнительного труда от личности. Помощь в преодолении трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации. Это переживаемая личностью недостаточность (физического, психического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения) для достижения необходимого результата. Для решения проблемы требуется использовать новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлекать других субъектов. Источник их – социальная среда: работники школы как носители существующих программ и методов обучения и воспитания, стиля отношения к детям; друзья, группы сверстников в школе, вне ее; семья; социокультурная атмосфера населенного пункта. Могут лежать в сфере организации образовательного процесса (недостаточность учебной литературы, помещений, оборудования) или связаны с материальным положением семьи.