Го́рные мари́йцы (горномар. Кырык мары) компактно расселённая этнолингвистическая группа марийцев, проживающая в основном на западе Марий Эл, а также.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финно-угры Финно-угры (угро-финны) группа народов, говорящих на языках финно-угорской языковой семьи, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной.
Advertisements

МАРИЙЦЫ Выполнила Хорева Марина Николаевна Учитель географии.
Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом г. Козьмодемьянск, Марий Эл.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Жизнь людей Московской Руси. Жильё Простые люди жили в избах. Избой называли любое жильё с печью, тёплое жилище. Избы топились по чёрному – в них не было.
Одна из народностей среднего Урала Марийцы Воспитатель МАДОУ 358: Катрухина О. С.
Древние греки и марийцы: особенности быта Интегрированный урок в 5 классе.
Выяснить, как влияют особенности русского народного костюма на создание и стилизацию современной одежды Изучить историю русского народного костюма; Выявить.
Этнокультурное содружество в Республике Марий Эл 5 класс.
Комплексы марийской женской одежды. «Шымакшан мари» Характерен для луговых марийцев северо-восточной части края.Мы назовем его сернурско- торъяльский.Головн.
Народы Пермского края Работу выполнила: Ощепкова Наталья Алексеевна, Ощепкова Наталья Алексеевна, учитель 2 Б класса МАОУ «СОШ 10» г. Краснокамска Пермского.
Национальности Курганской области. Чувашский национальный костюм. Презентация подготовлена 6 Б классом.
Гожан 2009 МОУ « Гожанская основная общеобразовательная школа Выполнили: Исламов Кирилл, Мерзляков Антон, Гиляурова Виктория. Руководитель: Кусаинова Екатерина.
Традиционный марийский костюм Работу выполнили: Студентки IV курса ФНК, 41 группы Глушкова О.В., Орлова Т.В., Якушева И.А.
Татары на Волге. Татары Изначально название монгольского племени века. Говорили на монгольском языке. Изначально название монгольского племени
ТЕМА: Русский праздничный крестьянский костюм. Русский женский костюм: рубаха; рубаха; понёва (сарафан); понёва (сарафан); передник; передник; пояс; пояс;
ЧУВАШИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ. ЧИСЛЕННОСТЬ ЧУВАШЕЙ По переписи населения (2002) в РФ чувашей 906,9 тыс. В Татарстане – 134,2 тыс. В Башкортостане – 118,5.
Русский праздничный крестьянский костюм. Русский женский костюм: рубаха; рубаха; понёва (сарафан); понёва (сарафан); передник; передник; пояс; пояс; кокошник,
Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко.
Выполнила ученица 7 класса МБОУ « Олорская средняя общеобразовательная школа » Очеева Алина Учитель : Кочергина Э. М. Пища и утварь марийцев.
Транксрипт:

Го́рные мари́йцы (горн омар. Кырык мары) компактно расселённая этнолингвистическая группа марийцев, проживающая в основном на западе Марий Эл, а также в Нижегородской и Кировской областях России. Термин горные марийцы произошел от русской традиции называть население холмистого правобережья Волги горными людьми.

Различия между горными и луговыми мари стали проявляться с IXXI вв. На формирование горн омарийской этнокультурной общности большое влияние оказали чуваши и русские, политические события, связанные с присоединением Марийского края к России.

* Численность горных марийцев составляет около 135 тыс. человек из более чем 700 тыс. марийцев (около 20 % от них). * Различия между горными и луговыми марийцами стали проявляться с IXXI вв. На формирование горн омарийской этнокультурной общности большое влияние оказали чуваши и русские, политические события, связанные с присоединением Марийского края к России. * Традиционной религией марийцев является марийская традиционная религия, которая является сочетанием язычества и монотеизма. Большинство марийцев исповедуют православие.

* Горные марийцы, как и луговые до прихода русских в край пользовались своей письменностью. * Говорят на горн омарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. * Первый достоверный текст на кириллице на горн омарийском языке относится к 1767 году. Он написан учениками-горными черемисами Казани в стиле хвалебной оды в честь приезда Императрицы Екатерины Второй в Казань. Есть предположения, что в то же время письмо творчеством занимались и ученики марийцы в Нижнем Новгороде. * На горн омарийском языке первая книга вышла в 1821 году в Петербурге и называется «Евангелие от Матфея».

* Основной одеждой марийцев была рубаха туника-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (ссылок), а иногда и поясом (ÿштö). * Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма). * У женщин были распространены поясные подвески украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек. Существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка.

Основными традиционными блюдами марийцев были пресный хлеб из овсяной, ячменной, реже ржаной муки, выпекались также лепешки и пироги с разной начинкой. Популярным блюдом была лашка - суп с шариками из пресного теста, ели также вареники с начинкой из мяса или творога, слоеные блины, вареную колбасу, которую начиняли салом или кровью с крупой и др. Пили пахту, пиво, пуро – крепкий медовый напиток.

* Благодаря занимаемой ими хорошей почве горные марийцы рано перешли к земледелию, которое и до сих пор составляет почти исключительное их занятие. Хорошо было развито садоводство, имевшее товарный характер. * У горных мари есть свой театр, который народ любит и активно посещает спектакли. * На музеи горн омарийская земля довольно богата. Самые известные музеи - Музей изобразительного искусства, этнографический музей под открытым небом, музей горн омарийского народа. Все они находятся в Цикмä. Есть литературный музей имени Никона Игнатьева в Салымсола.

Известные горные мари князь Акпарс, князь Мамич Бердей (является героем луговых мари), основатель Сурского монастыря А. Никитин, писатель Никон Игнатьев (автор первого марийского романа), композитор В. Куприянов, первый президент Марий Эл В. Зотин, первая марийская женщина- профессор Л. Васикова, художник-этнофутурист И. Ефимов и иллюстратор многих марийских учебников, художник З. Лавреньев, поэт-переводчик Г. Матюковский, режиссер Маюк-Егоров, академик К. Сануков, писатель Н. Ильяков, поэты Н. Егоров, А. Канюков, В. Григорьев-Тотир и И. Лобанов, гармонист А. Яйцов. Среднее поколение: поэты В.Петухов, Ондрин Валька, В.Самойлов и В. Юшкин, прозаик М. Кудряшов, государственный деятель Марий Эл, министр культуры М. Васютин, гуслярша Ф. Эшмякова и поэтесса С. Вассанова. Молодое поколение: режиссер Горномарийского драмтеатра М. Сильвестров, певицы И. Юшкина и И. Кучера.