Мастер-класс Свой «Эрмитаж» создаем сами Коллекционирование как форма образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Научно-практическая конференция «XXI век: новый взгляд на образование дошкольников» Г. Красноярск, 2013
Коллекционирование Наверное, каждый из нас в детстве имел какую ни будь коллекцию, например марок, вкладышей, монет, открыток и так далее Коллекционирование, целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность. В основе К. лежит познание, удовлетворение определенных интересов. К. предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства. Коллекция систематизированное собрание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу частному лицу, организации, государству
Коллекционирование форма познавательной активности дошкольника Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию и поддержке индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.), развитию речи и коммуникативных навыков (ребёнок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взрослым, так и со сверстниками). Коллекционирование как форма работы с детьми может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей.
Виды коллекционирования Монеты, денежные знаки, ценные бумаги Бонистика (бумажные денежные знаки) Нумизматика (монеты) Печатная и почтовая продукция Библиофилия коллекционирование книг, библиотека Филателия (почтовые марки); Филокартия (почтовые открытки) Предметы искусства Кампанофилия Игрушки, модели Плангонология (куклы) Киндерфилия (фигурки из киндер-сюрпризов) Легофилия (игрушки Лего) Коллекционирование моделей самолетов, масштабных автомобилей Коллекционирование природных материалов, экспонатов флоры и фауны Конхиология
Развитие коллекционирования в дошкольном детстве В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство»: мальчики собирают детальки, пружинки, машинки и пр.; девочки заколки, тряпочки, пузырёчки и пр. В 4-5 лет объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребёнка темы, что связано с появлением первых проявлений индивидуальных познавательных предпочтений детей. В старшем дошкольном возрасте детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, т. е. выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любование, рассматривание, демонстрацию «экспонатов» коллекции заинтересованным лицам (сверстникам, родителям) Аналогофилия сбор разнородных, но аналогичных по теме предметов (например, игрушечных лошадок, почтовых марок с лошадьми, фотографий лошадей и др.)
Особенности детского коллекционирования Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением ребёнка-дошкольника Детские коллекции характеризуются визуалъностъю и манипулятивностью. Визуалъность коллекции проявляется в её обязательной наглядности. Собираемый материал должен быть представлен реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов и буклетов, предметы (игрушки), книги. Манипулятивностъ коллекции проявляется в желании ребёнка действовать с собранным материалом. Редкие объекты детских коллекций используются ими только для перебирания и любования. В основном у детей наблюдается потребность что- то сделать с материалами коллекции или что-то сделать из них. Детские коллекции обычно представлены двумя основными формами: индивидуальными и коллективными с видовым разнообразием.
Что коллекционировать в детском саду? «Удивление - начало мудрости». Греческая пословица Праздник Содержательная направленность коллекционирования День знаний Создание коллекций «Школьные принадлежности» Международный день красоты Создание коллекций любых красивых предметов «Красота, здоровье, жизнь» (на основе предшествующей работы в других образовательных областях) Всемирный день животных Создание коллекций «Животные России», «Животные нашего края», «Красная книга мира (России, нашего края)» День народного единства День доброты Создание коллекций «Природа России» (животные, растения, виды местностей России и др.) Создание коллекции «Положительные герои книг, мультфильмов, кинофильмов» (на основе предшествующей работы в других образовательных областях)
День защитника Отечества Создание коллекции «Военная техника» Всемирный день Земли и Всемирный день водных ресурсов Создание коллекций «Водоёмы» (океан, море, река, озеро, пруд, водопад, ручей и д.) «Камни» (наиболее распространённые минералы), «Фильтры» («Как и чем очистить воду?»), «Водные» и «земные» виды спорта» Международный день детской книги Создание коллекции «Любимые герои детских книг» Всемирный день здоровья Создание коллекций «Полезные для здоровья травы», «Полезные для здоровья продукты», «Полезные для здоровья напитки» и т. п. День космонавтики Создание коллекции «Космонавты» (первый космонавт, первый космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина-космонавт и др.) Праздник весны и труда Создание коллекции «Профессии» (на основе предшествующей работы в других образовательных областях) Международный день защиты детей Создание коллекции «Дети разных стран и народов»
Хранение коллекции Коллекционирование может осуществляться как самостоятельная форма совместной деятельности воспитателя и детей по определённой теме и входить в структуру других форм работы с детьми (например, в форму проектной деятельности). Главная проблема организации коллекционирования в детском саду связана с размещением коллекций в помещении группы. Индивидуальные коллекции (количество которых может быть достаточно большим) лучше хранить в специальных индивидуальных ёмкостях (коробочки, шкатулочки, мешочки, альбомы). Индивидуальные коллекции должны находиться в местах, доступных для ребёнка. Коллективные коллекции появляются по мере необходимости в соответствии с примерным календарём праздников. В групповом помещении необходимо предусмотреть место, куда убирается предшествующая коллекция. Там она находится в «свёрнутом» виде (например, в коробке). Но все дети группы знают, где они могут взять коллекцию, если у них появилось желание вернуться к данному содержанию «Ящики с сокровищами» - личное пространство каждого ребенка
Обращение с коллекцией При организации работы по коллекционированию необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе с детьми обсудите правила обращения с предметами коллекции. Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты коллекции, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя их делать неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес. Необходимо продумать, как организовать взаимодействие детей с предметами коллекции. Дети должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, по- своему их располагать.
Использование коллекционирования в образовательной работе с детьми Коллекционирование как форма работы с детьми может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей: «Здоровье» в рамках формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (создание коллекций «Полезные для здоровья травы», «Полезные для здоровья продукты», «Виды спорта» и т. п.); «Безопасность» создание коллекции «Знаки дорожного движения»; «Социализация» создание коллекций «Положительные герои книг, мультфильмов, кинофильмов», «Вежливые слова» и т. п.; «Труд» создание коллекций «Профессии», «Строительные материалы», «Строительная техника» и т. п.; «Познание» -создание коллекций «Школьные принадлежности», «Животные России», «Военная техника», «Водоёмы», «Камни», «Космонавты»; «Коммуникация» овладение средствами взаимодействия с окружающими (коллекции «Открытки, марки, средства связи») «Музыка» создание коллекции «Музыкальные инструменты», «Любимые композиторы и их песни» и т. п.
Планирование работы по использованию коллекции Познавательная, речевая деятельность Художественно- эстетическая деятельность Продуктивная, музыка Игровая деятельность Рассматривание экспонатов коллекции. Сравнение предметов коллекции. Классификация по материалу, величине, характеру и т.д. Экскурсии в музеи, парки. Речевая деятельность(составление описательных, творческих рассказов) Чтение художественной литературы (чтение, заучивание, загадки, литературные викторины) Изобразительная деятельность – рисование, аппликация, лепка. Художественное и техническое конструирование, моделирование. Изготовление атрибутов для игры «Музей», «Выставка» - афиши, билеты и т.д. Досуговая деятельность (развлечения, театрализованная деятельность) Дидактические игры: «Что изменилось?», «Найди такой же», «Чем раньше был?», "Разговор с картиной (скульптурой, предметом), прием «Археология» «Оживление: о чем мечтает, о чем думает, с кем дружит» Сюжетно-ролевые игры: «Музей» «Мастерская» «Зоопарк» «Выставка», «Ярмарка» и др. Подвижные игры.
Литература Алалыкина А. Коллекция как форма развития познавательной деятельности детей //Ребенок в детском саду, 2001, 1. Вербенец А. Развитие у старших дошкольников интереса к посещению художественного музея //Детский сад: теория и практика 3/2011. Прохорова Л.Н., Моделкина Р.Н., Кулешова Н.п. Воспитываем коллекционеров: опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников /Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: «5 за знания», Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/[О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина]. – М.: Просвещение, 2012.