Дата основания: 1626 г. Площадь = кв.м. Высота = 189 м, Длина = м. Архитектурный стиль: Возрождение и барокко
Купол имеет вытянутую яйцевидную форму (рациональное очертание). Первоначально Микеланджело планировал купол полусферическим, но от этого отказались из-за предполагаемой нехватки прочности. Жёсткость обеспечивается шестнадцатью рёбрами и двойной оболочкой. Материал оболочек - кирпич. Внутренняя поверхность отделана кессонами (углубления), что создаёт эффект ребристого перекрытия
Купол поднимается от колонн на барабане. Круговой перистиль составляет 16 пар соединённых арками коринфских колонн, каждая из которых высотой 15 м и выступает из сооружения. Визуально кажется, что колонны поддерживают каждое из рёбер купола, однако конструкционно они, вероятно, излишни, т.к. купол имеет яйцевидную форму, поднимаясь круто вверх и, следовательно, вызывая меньший распор.
В середине XVIII века в куполе были смонтированы четыре металлические цепи (затяжки) между оболочками купола, обжимающие конструкцию. Всего в разные времена было установлено десять цепей. А наиболее ранняя, возможно, установлена по плану самого Микеланджело как мера предосторожности. Таким образом, купол собора Св. Петра спроектирован Микеланджело рационально, однако, с использованием явно большего количества материала, чем это необходимо.
Во второй половине I века н. э. на территории собора был возведён Цирк Нерона, который являлся местом экзекуций христиан. В их числе был и апостол Пётр, который в 67 году принял на арене Цирка Нерона смерть на кресте ( его распяли вниз головой ). Останки Петра были захоронены здесь же и его могила стала особым местом почитания для римских христиан.
При императоре Константине ( начало IV века ) гонения на последователей Иисуса Христа были прекращены, а христианство получило статус господствующей религии. В 326 году были завершены строительные работы первого христианского храма « Базилики святого Петра ».
Автором архитектурного проекта Собора Святого Петра, во времена Папы Юлия II, разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров. Первым начал работу в 1506 году Донато Браманте. Проект предусматривал постройку сооружения в форме греческого креста После Рафаэль Санти вернул вид латинского креста ( то есть, храм отличался одной удлинённой стороной ). Затем строительство продолжилось под руководством Бальдассаре Перуцци, а после него свой вклад внёс и Антонио да Сангалло.
Его идея Собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, и сделав его более монументальным, разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Проект Микеланджело предусматривал дополнительные четыре малых купола, однако после его смерти архитектором Виньола были реализованы только два, а центральный купол был возведён уже Джакомо делла Порта. Спустя почти 40 лет руководить строительными работами поручили известному живописцу, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти.
Реконструкции и перестройки Собора не закончились, и в начале XVII века по воле Павла V архитектор Карло Мадерна увеличил восточную сторону сооружения за счёт пристройки трехнефной базиликальной части, а с западной стороны возвёл фасад. В результате купол оказался скрытый монументальным фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали.
Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире.