Майя это цивилизация, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к пред классической эре (2000 год до н. э. 250 год н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период ( годы н. э.). Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 года) время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317987) древнее царство, или классический период, время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X века. Третий период (987 год XVI век) новое царство, или постклассический период, время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т. д.
В истории племени Майя выделяются несколько периодов: 1)Ранний доклассический период ( годов до н. э.) 2)Средний доклассический период ( годов до н. э.) 3)Поздний доклассический период (400 года до н. э года н. э.) 4)Ранний классический период ( годов н. э.) 5)Поздний классический период ( годов н. э.) 6)Упадок цивилизации майя существует две главных гипотезы, которые предполагают возможные причины упадка цивилизации Майя : 1)Экологическая гипотеза - сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком. 2)Неэкологическая гипотеза -большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывает геолог Геральд Хауг, занимающийся вопросами изменения климата. В феврале 2012 года ученые из Юкатана и Университета Саутгемптона опубликовали результаты сложного моделирования, согласно которым цивилизация майя могла погибнуть даже в результате небольшой засухи. 7)Постклассический период (около год) 8)Колониальный период ( годы) 9)Постколониальный период
И период, который развивается сейчас- это 10)Майя сегодня: На сегодняшний день живут около 6 млн майя. В Гватемале до 40 % населения относятся к майя, в Белизе 10 %. Сегодняшняя религия майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований майя. Каждая община майя имеет своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований выступают домашняя птица, специи или свечи. Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, украшенную традиционными сюжетами майя. Христианство оказало на представителей этой группы поверхностное влияние. Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше и больше майя носят современную одежду, пользуются обыденными для нас вещами и даже автомобилями. Некоторые майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.
Фреска в одной из гробниц майя
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка; она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь. Набедренные повязки именитых персон украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати накидку из прямоугольного куска ткани. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку. Их одежды были богато декорированы и выглядели очень красочно.
Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья, которое начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми. Судя по сохранившимся изображениям, платье и юбка могли носиться как вместе, так и отдельно;. Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами.
Для искусства майя, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий.
Главным строительным материалом для майя служил камень. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.
Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Впервые они были переведены немецким учёным Э. Фёрсманом в 1880-х годах. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний.
Майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» системы счёта, основанные на числах 20 и 13. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки. Цолькин ритуальный период в 260 дней, являющийся комбинацией периодов по 20 и 13 дней.
Майя имели сложную и довольно точную для своего времени систему календарей. Эти календари использовались и другими центральноамериканскими народами ацтеками, тольтеками и др. К сожалению, многие значения, послания и даты до сих пор нам не известны.
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. В классический период развития майя во главе городов- государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Они представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами.
Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.
Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца.
Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя.Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами- государствами, таким образом, войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло.
Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры, маканы и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных.
На вооружении майя также были деревянные мечи со вставленными в них кремнёвыми лезвиями и приспособления, напоминающие пращу. Интересные приспособления, как правило, кожаные жгуты, которые зажимались пальцами или надевались на запястье руки. Работали они как вспомогательная катапульта, для более дальних бросков коротких копий (дротиков), с использованием этих приспособлений дальность метания увеличивалась в два раза.
открытие советского ученого Юрия Кнорозова, сделанное в 1955 г. Тогда он предположил, что письменность этого индейского народа является частично фонетической. По этой теории символы обозначают один звук, слово или целое предложение. То есть при помощи своего письма майя достаточно точно выражали любые формы разговорного языка. На данный момент расшифровано всего % всех символов.