Загадка пушкинской прозы ( по повести А. С. Пушкина « Пиковая дама ») Загадка пушкинской прозы ( по повести А. С. Пушкина « Пиковая дама »)
И чувства добрые я лирой пробуждал … А. Пушкин О таинственной непредсказуемости жизни, о соблазне просчитать её ход, о трагических поворотах истории, о верности долгу и чести так или иначе говорят все лучшие произведения А.Пушкина 30-х годов.
Цель исследования : Поднять вопросы о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни, которые являются ключевыми в творчестве А.С.Пушкина и актуальны и в наше время; Поднять вопросы о чести и бесчестии, цели, смысле и ценности человеческой жизни, которые являются ключевыми в творчестве А.С.Пушкина и актуальны и в наше время; На примере Германна из «Пиковой дамы» показать разницу между понятиями честь и честолюбие. На примере Германна из «Пиковой дамы» показать разницу между понятиями честь и честолюбие.
Задачи : Проследить все поступки Германна, все его мучения, все его надежды и страшное, внезапное поражение; Проследить все поступки Германна, все его мучения, все его надежды и страшное, внезапное поражение; Доказать верность слов Н.В.Гоголя о произведениях А.Пушкина:« Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт». Доказать верность слов Н.В.Гоголя о произведениях А.Пушкина:« Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт».
История создания повести «Пиковая дама» Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу Пиковой Дамы. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка Пиковой Дамы не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу Пиковой Дамы. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка Пиковой Дамы не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.
В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета. И здесь возникают вопросы: Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Какие новые персонажи ввёл? Какие новые персонажи ввёл? Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой не русский по рождению, старуха и Германн не родственники? Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой не русский по рождению, старуха и Германн не родственники? Зачем введён образ Лизы? Зачем введён образ Лизы? Финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума. Финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума.
Таким образом, получается, что из услышанного взят только остов, который облекается Пушкиным новой плотью человеческих характеров и отношений. Из забавной истории, порхавшей по светским салонам, выросла повесть глубокого эпического смысла. Перед нами предстала ещё одна загадка пушкинской прозы.
Разгадка заключена в образе главного героя. Для исследования возьмём два контрастных сопоставления: 5 Германн и круг лиц той же эпохи, но иного социального типа и представители дворянства другой эпохи - века уходящего
Каков же главный герой повести? Выпишем главные слова, характеризующие Германна: Выпишем главные слова, характеризующие Германна:расчётливскрытенчестолюбив подвержен сильным страстям огненное воображение твёрдость
Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого : В нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность. «Формула жизни» Германна: «Формула жизни» Германна: «Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие- вот «Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие- вот мои три верные карты, вот что утроит, мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость». независимость». Цель его жизни: покой и независимость. Средства достижения цели: расчёт, умеренность и трудолюбие.
Сопоставим героя с представителями дворянства (та же эпоха, но иной социальный тип): Сопоставим героя с представителями дворянства (та же эпоха, но иной социальный тип): Германн Томский Германн Томский Жизнь тяжела; Ему всё даётся Жизнь тяжела; Ему всё даётся Человек скромного достатка; даром. Человек скромного достатка; даром. Человек скромного Человек скромного социального положения социального положения Поэтому и отношение к игре разное: Поэтому и отношение к игре разное: Сила, успех, деньги, дающие Забава власть.
Сопоставим героя с представителями дворянства другой эпохи (века уходящего): Германн Графиня Германн Графиня Полна заносчивости и властности; Её век – век моды, лёгкого отношения к деньгам и жизни; В ней – мир отживающий… Обуреваем жаждой обогащения; Он готов на всё; У него твёрдый расчёт, и нет и речи о чувствах… Расчёт. Слово, повторяющееся не единожды. Куда приведёт героя расчёт?
Расчёт – любовные отношения с Лизой, которая Расчёт – любовные отношения с Лизой, которая для Германна лишь орудие задуманного плана. Это аккуратно выстроенная лживая игра. Это аккуратно выстроенная лживая игра. Игра – ещё один ключ к разгадке Игра – ещё один ключ к разгадке пушкинской повести. пушкинской повести. Чем хотел Германн достичь успеха? Чем хотел Германн достичь успеха? Карточной игрой (но этого недостаточно);Карточной игрой (но этого недостаточно); Любовной игрой.Любовной игрой. А где же настоящая жизнь, не игра? А где же настоящая жизнь, не игра? Почему у Германна её нет? Почему у Германна её нет? Где нет места искренним чувствам, там нет и настоящей жизни! настоящей жизни!
Германн Наполеон Мефистофель Германн Наполеон Мефистофель Почему? Почему? Да потому что на совести Германна три Да потому что на совести Германна три злодейства: злодейства: Число «три» для повести – ключевое. Число «три» для повести – ключевое. три карты три карты три главных героя три главных героя три злодейства три злодейства С кем сравнивает Германна С кем сравнивает Германна Томский? Томский?
Три карты – на них Германн сделал максимальную ставку – биты! Это рушится «формула жизни», в которой умеренность и труд давно уступили место расчёту. Это рушится «формула жизни», в которой умеренность и труд давно уступили место расчёту. 3 злодейства 3 жертвы 3 злодейства 3 жертвы 1-я - графиня 1-я - графиня 2-я - Лиза 2-я - Лиза 3-я - сам Германн 3-я - сам Германн
? честь честолюбие Морально - этическая категория. Норма поведения человека. Стремление к ненужной славе. ненужной славе.
« Береги честь смолоду», - лейтмотив «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. « О чём же думал он? О том, « О чём же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить Он должен был себе доставить И независимость и честь… » - И независимость и честь… » - вот цель жизни Евгения из « Медного всадника » А. С. Пушкина. Есть ли такое слово в повести « Пиковая дама » ?
Я говорю : « Нет !» Его заменило слово честолюбие !
Но была ли тайна в трёх картах Но была ли тайна в трёх картах ? Свои счастливые Свои счастливые Тайны не было ! Тайны не было ! «3,7, туз » есть у каждого человека. Но если человек начинает жить без чести, переступает через других людей, то его ждёт …
Выводы : Образ Германна, подчинённого одной всепоглощающей страсти - наживы любыми средствами, придаёт повести глубоко психологический характер. Образ Германна, подчинённого одной всепоглощающей страсти - наживы любыми средствами, придаёт повести глубоко психологический характер. Истинным новаторством А. Пушкина является то, что в этом образе рисуется не исключительный злодей, охваченный пагубными страстями, а следствие и жертва социального общества. Поэтому - то Германн вызывает у Пушкина, кроме осуждения, и некоторое сочувствие. Истинным новаторством А. Пушкина является то, что в этом образе рисуется не исключительный злодей, охваченный пагубными страстями, а следствие и жертва социального общества. Поэтому - то Германн вызывает у Пушкина, кроме осуждения, и некоторое сочувствие. Пушкин утверждал : « Германн – жертва социального строя !» Пушкин утверждал : « Германн – жертва социального строя !»