Учитель – первый, кто зажигает свою свечу от свечи философа, социолога и исследователя. Глинос Д. Конкурс «Учитель года –2011»
«Эссе – (франц. Essai- опыт, набросок) – жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». (стр. 46 методических рекомендаций «Всероссийский конкурс «Учитель года России». Е.М.Пахомова, Л. П. Дуганова. М., 1999 г.)
Ключевые слова, которые характеризуют жанр эссе: индивидуальная позиция (а фактически - жизненная и профессиональная концепция); непринужденность (а фактически - легкость, изящество стиля, увлекательность повествования); парадоксальность (а фактически - нестандартность, творчество в подаче материала); афористичность (а фактически - убедительность и доказательность, меткость, точность, глубина слова и мысли, отказ от словесных штампов и клише в выражении своих заветных мыслей); образность (а фактически – яркость, художественность текста); разговорная речь (а фактически – живое общение с читателем вашего эссе); впечатления (а фактически – живые эмоции, без которых нет духовного компонента жанра, нет ощущения живой беседы автора со своим читателем); ассоциации (а фактически – свобода для творческого толкования мыслей и чувств, определенным образом «спрятанных» в тексте).
Смысловые характеристики структурных компонентов диалога Вывод школьников на проблему. Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т. д. Построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру. Организуемый процесс напряжённого «думания» побуждают вопросы педагога, способствующие развитию сюжета диалога, и те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают её эмоциональное насыщение.
Обращение к личности ребёнка. Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование. Точка наивысшего напряжения как кульминация сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме, что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.
Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к рефлексии и самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие. Методические средства, обеспечивающие развитие воспитательной канвы диалога, определяются следующими принципами его построения: – ориентация на возрастные особенности детей; – восприятие ребёнка как субъекта воспитания; – опосредованность влияния на учащихся; – включение в канву диалога диагностических методик, направленных на изучение нравственного развития учеников, на осмысление школьниками собственных нравственных оценок и самооценок.
"Классный час" 1. Милосердие… Нужно ли оно в наше время? 2. Как строить отношения с теми, кто на нас не похож? 3. Потомки победителей. Какие мы? "Беседа с родителями» 1. Наказание или поощрение, кнут или пряник? 2. Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка. 3. Почему свой ребёнок становится чужим. Как найти взаимопонимание со своим ребенком? 4. Как организовать свободное время ребенка? 5. Как помочь ребёнку стать успешным? "Открытая дискуссия" «В мастерстве учителя – успех ребёнка»