Известный немецкий педагог, психолог, философ И. Ф. Гербарт был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами. Познакомившись с произведениями И. Г. Песталоцци, посетив Бург - дорфский институт (1800), он создал свой первый педагогический труд, посвященный знаменитому швейцарцу. Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он был. воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. Затем, по завершении университетского образования, читал лекции по психбиологии и педагогике, руководил ламинарией для подготовки учителей. Создав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику. Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях : { Общая педагогика, выведенная из целей воспитания » (1806), « Учебник биологии » (1816), « Письма о приложении психбиологии к педагогике » 11831), « Очерк лекций по педагогике » (1835). Все они отличаются рацио - дальностью и довольно сложны для восприятия.
В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от Песта - эцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чув - гневного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание эжет повлиять на нравственность. Гербарт считает, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет Пестолоцци, разрабатывая свое психолого - педагогическое представление. Если Песталоцци, опираясь на идею чувственного восприятия, стремиться к изучению физического мира, то Гербарт не считает такой подход статочным и ставит целью создание морально - эстетического представления о мире. Поэтому естественно - научным занятиям ( арифметике, географии, естествознанию ) он предпочитает занятия чистой математикой, классическими языками и литературой. Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими. Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела : управление, обучение и нравственное воспитание. Цели и задачи воспитания Гербарт выводит из философии и этики.
Цель воспитания он определяет так : « Все дело воспитания можно суммировать в понятии нравственность ». « Термин « добродетель » выражает всю цель воспитания ». Добродетель понимается как « идея внутренней свободы », развивающаяся у человека в процессе накопления им ' опыта. Такой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых явлений и суждения на уровне вкуса. Поэтому Гербарт называет их эстетическими представлениями ( свой философский трактат он назвал « Эстетическое представление о вселенной, как главная цель воспитания »). Такие представления включают в себя « пригодное, красивое, нравственное, справедливое », т. е. все то, что нравится в процессе созерцания. Главная цель воспитания, состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование. Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желания. Дело воспитания сформировать характер, который « в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым » и основывался на прочном моральном убеждении и воле. Задачи воспитания определяются так : обогащение души представлениями или опытом на основе представлений выработка идеи и мотивов поведения. Нравственность зависит от доброй воли и знания, а они в свою очередь от просвещения человека или идей, развившихся из первоначальных представлений. Воля и действие ( поведение ) возникают из желания, или мотивации. Отсюда итог, к которому приходит Гербарт : « Делание, которое перед самим собой обнаруживает ученик, выбирая добро и отвергая зло, это, а не что другое, есть образование характера »1. Действия учителя при этом ограничены, так как выбор делает сам ученик и завершает его своими действиями, учитель не может « влить в душу своего ученика » силу, способную заставить его действовать.