ПРАВА РЕБЕНКА ВЫПОЛНИЛИ СТУДЕНТКИ ГРУППЫ П-141 НУРЫМОВА И.Ф. САДЫКОВА З.В ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МАВЛИЕВА В.М. ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Закрепить основные права; Ознакомиться с документами, которые помогают в разных ситуациях; Воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.
20 ноября – Всемирный день ребенка. В этот день были приняты международные документы по правам ребенка
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ: 1. Права – это то, что даётся каждому человеку с момента получения паспорта. 2. Всеобщая декларация прав человека – основной закон нашей страны. 3. Конституция РФ была принята в 1993 году. 4. Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году.
5. Конституция РФ была принята на референдуме. 6. Конституция РФ была принята ООН. 7. Конституция РФ является международным правовым документом. 8. Право на жизнь – это конституционная обязанность.
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?
ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА 1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами. 2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен. 3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование. 4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев. 5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании. 6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Декларация прав ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав ребенка
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА Конвенция ООН о правах ребенка(1989). Конвенция ООН является о правах ребенка, которая устанавливает 38 прав, она охватывает большой диапазон человеческой жизни – от несмышленого младенца до юноши или девушки.
В НАШЕЙ СТРАНЕ, КРОМЕ ЭТИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИНЯТ РЯД ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ: Семейный кодекс РФ (1996) Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Закон «Об образовании»
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА УТВЕРЖДАЕТ РЯД СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ, ОСНОВНЫМИ ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ: признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами; приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи, религии.
ВЫВОД: Декларация – образец, призыв, а Конвенция – договор, обязательный для выполнения.
СИТУАЦИЯ 1. Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Вопрос: Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
СИТУАЦИЯ 2. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Вопрос: Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
СИТУАЦИЯ 3. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто- то их видел и рассказал об этом в милиции. Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка? А) 45; Б) 37; В) 54; Г) 53.
2. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка? А) право на жизнь, гражданство, образование; Б) Право на жизнь, образование; В) Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг; Г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка? А) органы управления РФ; Б) Органы местного самоуправления; В) Образовательное учреждение; Г) Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее, будущее ребёнка? А) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту; Б) ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей; В) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение; Г) родители и органы местного самоуправления.
5. Имеет ли ребёнок право на полученные им доходы? А) Да, если они получены с согласия родителей; Б) Да, если они получены не в результате правонарушения; В) Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители; Г) Нет, ребёнок не должен работать.
6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении? А)Учредитель; Б) Органы управления образовательным учреждением; В) Должностные лица образовательного учреждения; Г) Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в ОУ нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства? А) Заведующий как представитель образовательного учреждения; Б) Заведующий как должностное лицо этого учреждения; В) Работник ОУ, допустивший правонарушение; Г) Учредитель ОУ.
8. Каким образом должна соблюдаться в ОУ охрана здоровья воспитанников? А) Педагогические работники ОУ обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование; Б) Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников; В) Направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения; Г) Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников
КЛЮЧИ: 1 – В 2 – Г 3 – Г 4 – Б 5 – Б 6 – В 7 – А 8 - Г
СОВЕТЫ: умейте выслушивать собеседника, не перебивая; умейте признавать, что были не правы; помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним; говорите всегда только правду; радуйтесь успеху товарища; дал слово - держи его, дал обещание - выполни!