Использование информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС. Учитель - логопед МБДОУ детский сад «Колокольчик Саголакова Надежда Петровна
Информационно-компьютерные технологии дают множество возможностей доставлять обучающимся необходимый практический материал в доли секунды; активизировать и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания; задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми, так и аудиальный оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков; увеличить объем выполнения тренировочных упражнений; а так же при подготовке к занятиям компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.
Информационно-компьютерные технологии дают множество преимуществ -компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма; -постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей; -компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе; - компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха»
Направления работы Организационный Диагностический Коррекционно-развивающий Просветительско-профилактический
Организационное направление Мicrosoft Word - работа с документами (для составления отчётной документации - график работы учителя-логопеда, циклограмма, список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт и т.д.) Мicrosoft Excel –работа с таблицами (учёт журнала реализации коррекционно-образовательной программы ДОУ)
Диагностическое направление Мicrosoft Power Point – работа с презентациями (применяется для уточнения активного и пассивного словаря ребёнка, обследования грамматического строя речи и т.д.) Мicrosoft Excel –работа с таблицами, удобно применять при обработке результатов обследования речи воспитанников, для ведения мониторинга речевого развития Paint – работа с рисунками (используется при диагностики понимания обращённой речи и удерживания инструкций, а также для обследования и формирования зрительно- пространственного восприятия)
Коррекционно-развивающее направление Компьютерные программы для коррекции нарушений устной речи у детей Программа «Игры для Тигры» Для работы над звукопроизносительным компонентом речи можно использовать программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007) Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008) Электронное пособие "Логопедические упражнения" серии "В помощь логопеду"
Компьютерная логопедическая программа Игры для Тигры Структура программы В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока Фонематика Просодика Лексика Звукопроизношение Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.
Основные принципы, положенные в основу построения программы Игры для Тигры системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки; создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Схему упражнений программы
Просветительно-профилактическое направление Мicrosoft Роwег Роint - презентации ( используются на педагогических советах, семинарах, проектах и т.д.) Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса (создаются публикации, буклеты, оформляются информационные стенды для родителей)
Таким образом, использование информационно- коммуникационных технологий в работе логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС позволяет в процессе логопедического обследования детей более объективно и дифференцированно оценить возможности ребёнка; повышает эффективность коррекционной работы; даёт возможность задействовать все анализаторные системы; сокращает сроки коррекционной работы; повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям; предупреждает появление у логопатов расстройств письменной речи, а, следовательно, снижает риск дезадаптации младших школьников; формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями; активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе