ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД КОНЦЕПЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА Презентацию выполнила студентка 1 курса ФМЭСИ гр. 412 Ситова Дарья Преподаватель: Зотова Ирина Васильевна 2017 год
В пятидесятые годы ХХ века развитие многих гуманитарных наук привело к созданию практических методов исследования человеческих взаимоотношений в процессе производственной и другой деятельности. В эти годы начинает активно развиваться научное направление бихевиоризм. Бихевиоризм (англ. behaviour поведение) – наука о поведении человека.
Элтон Мейо (1880 – 1949)– основоположник бихевиористической школы. Мэри Паркер Фоллетт (1868 – 1933) - американский социолог и консультант по вопросам управления и пионер в области теории организаций и организационного поведения.
Ученым, занимавшимся исследованиями в области бихевиоризма, удалось обнаружить, что: заработная плата, настроение или усталость не являются основными факторами, определяющими поведение работника на производительность труда влияют группы и организации, в которых работают конкретные люди эффективная организационная структура всегда признает уникальность каждого работника
Главный фактор производительности труда - межличностные отношения между сотрудниками между начальником и работником
Применение бихевиоризма в менеджменте получило название школы поведенческих наук. применение психологических и социологических инструментов в организационных процессах с целью повышения их эффективности. Главная идея Непрерывное развитие сотрудника Их эффективность и результативность зависит от их поведенческих характеристик, психоэмоционального состояния, а также от коммуникаций внутри организации и сложной системы групповых внутриорганизационных взаимоотношений Базовая концепция
ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ КОМПАНИИ ТЕОРИЯ ВЛАСТИ И Т.Д. ИДЕЯ БИХЕВИОРИЗМА
ПРЕДСТАВИТЕЛИ БИХЕВИОРИЗМА К. Арджирис разработал модель «от незрелости к зрелости» предложил концепцию первичного и вторичного обучения Р. Лайкерт разработал теорию стилей руководства создал методику при проведении опросов в области аттитюдов Д. Макгрегор теория «X» и теория «Y» Ф. Герцберг разработал двухфакторную теорию мотивации
«ТЕОРИЯ Х» И «ТЕОРИЯ Y » Дуглас Мак-Грегор в начале 50-х годов сформулировал идеи об управлении, которые в 1960 году были опубликованы в его главном труде «The Human Side of Enterprise» («Человеческая сторона предприятия»). Дуглас Мак-Грегор утверждал, что существует два вида менеджмента: первый основывается на «теории X», а второй – на «теории Y».
" Есть большие различия в типах возможностей, которые можно дать людям для удовлетворения их потребностей. Относительно легко дать средства (в форме денег), пока эти средства не исчерпаны. Но вы не можете обеспечить людей ни знаниями, ни чувством достижения, ни престижем. Зато, можно создать возможности, чтобы люди могли получить то, что вы не можете дать напрямую. Но, что еще более важно, что ресурсы этих возможностей, в отличие от денежных ресурсов - не ограничены Дуглас Мак-Грегор (1966).
СУЩНОСТЬ ТЕОРИЙ ТЕОРИЯ Х люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили больше всего люди хотят защищенности МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ - принуждение, контроль и угроза наказания
ТЕОРИЯ Y если условия благоприятные, работники не просто примут на себя ответственность, но будут стремиться к ней если работники приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ – поощрение энтузиазма, свобода выполнения действий, высокий уровень взаимодействия в отношениях «руководитель – подчиненный», доверие и т.д.
Социальный подход в управлении в России В России сторонником социального подхода к управлению был Н.А. Витке, выдвинувший и обосновавший "социально-трудовую" концепцию. Главная идея Управление является единым целостным процессом, который управляется административной функцией. Чем выше находится звено управления в иерархической пирамиде, тем больше в нем доля административных действий и направлений по сравнению с техническими. Администраторы должны быть строителями людских отношений в коллективе, создавать в нем благоприятную социально- психологическую атмосферу, "дух улья", взаимной поддержки.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА: коллектив как особая социальная группа люди это капитал и главный источник эффективного развития затраты на человека активы компании, которые надо правильно использовать межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ БИХЕВИОРИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ исследование поведения людей в организации использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам. o отсутствие строгих математических методов, конкретных расчетов, подтверждающих правильность данной теории o неприемлемость других методов в управлении, кроме применения науки о поведении и человеческих отношениях
Вывод Несомненно, поведенческий подход в менеджменте имеет за собой ряд положительных аспектов, которые способны действительно повысить продуктивность персонала, улучшить атмосферу в коллективе, а следовательно, и повысить эффективность работы фирмы. Данная концепция, главной идеей которой является проявление особого внимания к поведению работника, учет его индивидуальных психологических особенностей и склонностей, действительно, на сегодняшней день является одной из самых перспективных и действенных среди прочих, ведь человек есть сложное биосоциальное существо, каждый представитель которого имеет свой собственных ход мыслей и действий.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!