Ознакомление старших дошкольников с портретной живописью Составила: Газизова Л.
Жанр живописи Портрет Натюрморт Анималистический жанр Исторический жанр Батальный жанр Мифологический жанр Бытовой жанр Пейзаж
Портретная живопись - это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой лич ности, ее внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика, определение ее как типичного представителя эпохи, националь ности, сословия, выражение художником своего отношения к ней. А. Веницианов «Захарка»
Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и невербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Д.Рейнольдс Плутовка А.Мыльников Верочка
Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы. Рассматривая портрет В. А.Серова «Мика Морозов», воспитатель обращает внимание на глаза, губы, брови, в которых видно проявление смешанных чувств ребенка: удивление, недоумение, порыв и сдержанность, желание узнать, а что там, и некоторый страх перед неизведанным.
Первая группа - содержательная Вторая группа - изобразительно-выразительная. Третья группа - эмоционально-личностная. Четвертая группа - воспитательная. воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства. Программные задачи можно разделить на 4 группы:
Принципы отбора картин для детей 1. Это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности. 2. Художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. В большей степени это положительные эмоциональные состояния человека, хотя к концу среднего дошкольного возраста возможен показ и некоторых отрицательных эмоций (гнев, боль, отчаяние). 3. Следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения. В.Тропинин «Портрет сына художника» И.Репин «Стрекоза»
Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи: для подбора образных сравнений для активизации слов, выражающих настроение в картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. определения настроения героев уместны интонационные упражнения детей учат понимать язык жестов для развития выразительности речи проводятся упражнения Ф.Хальс «Смеющийся мальчик»
Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописью: Пояснение Акцентирование деталей Сравнение Метод вызывания адекватных эмоций. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Тактильно-чувственный метод Метод музыкального сопровождения К. Е. Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872
Этапы ознакомления дошкольников с живописью Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога Структура искусствоведческого рассказа: сообщение названия картины сообщение фамилии художника о чём написана картина что самое главное в картине (выделить композиционный центр) как оно изображено (цвет, построение, расположение) что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали что красивого показал своим произведение художник о чём думается, что вспоминается Ф.Хальс «Поющие мальчики»
Второй этап Задачи: развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства, формировать умения «читать» картины, мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению И.Аргунов «Портрет Неизвестной в русском костюме» И.Архипов «Девушка с кувшином»
Третий этап Задачи: Формирование творческого восприятия картины Сравнение изображенного с личным опытом Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени