По курсу: История политических и правовых учений » Презентация на тему: «Мусульманская концепция политики, права и государства вв.» ВЫПОЛНИЛА: ЗЕЙНАЛОВА АИДА ВУГАРОВНА
Общая постановка вопроса В современную эпоху в рамках цивилизационного взаимодействия одной из важнейших составляющих этого процесса является исламская цивилизация и порожденные ею исламскоййе право и государство. Исследование данных феноменов, объясняющих динамику развития исламскоййй цивилизации, по-прежнему не теряет своей актуальности.
Формирование исламскоййго государства В основополагающих источниках исламскоййго права, прежде всего в Коране и Сунне, не предписана какая- либо особая форма государства. Исламское право не разработало собственную конституционную теорию, тем не менее, любая форма исламскоййго государства должна полностью соответствовать четким и недвусмысленным требованиям исламскоййго права. На этой основе можно утверждать, что исламскоййе право носит "надгосударственный" характер и закрепляет основы государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма.
Коран - священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»(Коран, 75:16-18). Коран согласно исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом.
Наиболее ярким примером воплощения исламскоййй концепции государства может служить медынское государство, созданное Пророком Мухаммадом в 622 г. и развивавшееся под управлением его четырех преемников. Оно имело специфическую организацию, которая должна была сохраниться и после смерти Пророка со всеми необходимыми модификациями, связанными с прекращением Божественного откровения. В соответствии с этой точкой зрения правителя исламскоййй общины после Пророка стали называть халифом, т. е. посланником Аллаха
Мединское государство в вв.
Сильное влияние теологического направления на исламскую правовую систему проявляется в том, что понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формой организации исламскоййй общины в соответствии с заветами Пророка Мухаммада, изложенными в Коране, а также в соответствии с преданиями о его жизни и деятельности (Сунне). Согласно учению Пророка Мухаммада идея о создании такого государства была ниспослана ему Аллахом. Он сосредоточил в своих руках высшую законодательную, исполнительную, судебную, контрольную власть, принимая решения обычно после совета с наиболее авторитетными мусульманами (иджма). Согласно акту 3:159 Корана, правитель должен мягко и кротко обращаться с верующими, советоваться с ними в общественных вопросах, но, приняв решение, неукоснительно проводить его в жизнь, уповая на Аллаха.
"Постепенно ближайшие родственники и сподвижники Мухаммада консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти Мухаммада стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Первые четыре халифа, так называемые "праведные халифы" (Абу-Бакр, Омар ибн ал - Хаттаб, Осман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб), сделали много для становления и распространения ислама и завершили политическое объединение Аравии"
Али ибн Абу Талиб - политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.
В истории Арабского халифата выделяют два периода: дамасский, или период правления династии Омейядов ( ), и багдадский, или период правления династии Аббасидов ( ), которые соответствуют основным периодам развития арабского средневекового общества, и, соответственно, государства и права
Основные доктрины исламскоййго государства Анализируя формирование и эволюцию исламских доктрин о государстве, необходимо отметить, что в первые века ислама (VII-X вв.) проблемы государственной власти по существу не находились в центре внимания исламскойй- правовой науки. Однако толкователи Корана и Сунны достаточно свободно интерпретировали священные тексты и создали специальные труды, отражающие исламскую концепцию государства. Основополагающая идея, которой они руководствовались, выражена в Коране: Аллах - единственный источник власти. При признании верховного суверенитета прерогативой Аллаха за его посланником Пророком Мухаммадом сохранялась функция контроля за точным исполнением на земле его воли.
Значительным этапом в формировании исламскоййй концепции государства является учение исламскоййго правоведа Абдул Хасана Аль-Маварди ( ). Согласно доктрине Аль-Маварди государство опирается на две основы. Первая - это база строя, а вторая - политика (мудрое управление делами). База строя - это религия, сила или богатство.
Особенности исламскоййй концепции государства Главная особенность исламскоййй концепции государства заключается в подчинении всей его деятельности основным принципам исламскоййго права, иными словами, исламскоййе право носит "надгосударственный" характер, поскольку закрепляет основы государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма. Исламская концепция государства предполагает реализацию ряда конкретных институтов и норм исламскоййго права при осуществлении государственной деятельности. Прежде всего, это относится к принципу "консультации". В ряде исламских стран во главе государства стоит совещательный орган, принципы формирования и деятельности которого в значительной степени укладываются в исламскойй-правовую концепцию консультативного правления. Например, согласно Конституции Катара, Консультативный Совет назначается эмиром, и в его функции входит давать советы главе государства, который полномочен принимать законы только после консультации с данным органом.
Центральным институтом суннитской государственно-правовой концепции выступает халиф - глава государства и общины правоверных, наделенный, как уже отмечалось, решающими светскими и духовными полномочиями. "Шиитские представления о власти (государстве), отстаивающие ее исключительно сакральный характер и отличающиеся этим от суннитской теории, имеют свою специфику, которая проявляется в том, что рассматривает вопросы структуры государства в тесной связи с общей концепцией власти и разрабатывает широкий круг иных проблем, имеющих прямое отношение к политике, демократии, политическому режиму, правления"
Выводы : Несмотря на то, что в основополагающих источниках исламскоййго права не содержатся нормы и положения, которые бы непосредственно касались исламскоййй концепции государства, однако именно в них содержатся те принципы, на которых основывается формирование исламскоййй концепции государства. Сама динамика развития, сам процесс развития и становления исламскоййй цивилизации поставили вопрос о формировании исламскоййго государства, основные теоретические положения которых содержались в исламскоййй доктрине права и государства. Несмотря на плюрализм различных теорий в рамках исламскоййй концепции государства, краеугольным камнем данной концепции остается то, что основное назначение исламскоййго государства рассматривается в связанности всех его органов исламским правом и ориентации их деятельности на осуществление его предписаний.