Тема : «Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений». Цель : Повышение психолого- педагогической компетентности родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу сохранения психического здоровья детей и подростков в семье и школе.
Задачи: 1.Предоставить информацию родителям о современной ситуации сохранения психического здоровья детей и подростков. 2. Обсудить позитивные и неконструктивные способы детско- родительского взаимодействия. 3. Получить комментарии и рекомендации специалистов помогающего профиля.
Когда люди становятся родителями, происходит нечто странное и необъяснимое. Они начинают играть такую роль и действовать так, как будто они забыли, что они – люди. Они надевают мантию «родителей» и стараются вести себя, таким образом, как они думают, родители должны вести себя. Они берут на себя ответственность быть лучше, чем просто люди. Они чувствуют, что они должны всегда быть последовательны в своих чувствах, всегда должны любить своих детей, должны, безусловно, принимать их, должны отложить свои эгоистические потребности и жертвовать собой ради них и, кроме того, не должны делать тех ошибок, которые совершены их родителями. Т. Гордон
Термин «психического здоровья» был введен ВОЗ в 1979 году. Психическое здоровье- это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.
Данные выборочных исследований детей и подростков показали, что психическое здоровье у 55 % зависит от условий и образа жизни семьи у 25 % - от воспитания у 15 % - от генных особенностей У 5 % - от деятельности учреждений здравоохранения
Дисгармония в сфере детско-родительских отношений, выражающаяся: 1. 45% - неприятие, присутствие жестких контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях» 2. 25% - в равнодушии, попустительстве и отсутствии контроля со стороны родителей, недостатке ласки, теплоты, общения 3. 8% - тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении ребенка, его статусу среди сверстников 4. 5% -чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи» 5. 17% - «Золушка» – чрезмерно суровое воспитание
Психическое здоровье детей и подростков Красноярского края Заболеваемость психическими расстройствами среди детей и подростков 97 на 10 тыс. населения (38 в РФ) 38% от всех психически больных детей- дети с УО У 55% детей дошкольного возраста отмечаются психические нарушения 6,1% получают лечение у специалистов 0,4% дети страдающие эпилепсией (по РФ 1%) 25% (от всех детей инвалидов) дети – инвалиды по психическим заболеваниям. Большинство среди них дети с тяжелой УО 0,5% дети с аутизмом
29,2 % призывников признаются не годными к военной службе по состоянию здоровья (24,4% психические расстройства)
Социально-психологические факторы негативно влияющие на психическое здоровье Сиротство Нищета и беспризорность Явное и скрытое насилие Педагогическая запущенность Избыток негативной информации в СМИ Миграция населения Равнодушие и безответственность за здоровье ребенка в семье
Нарушение восприятия реальности(бред, галлюцинации); Шизофрения; Неврозы; Личностные расстройства; Расстройства поведения у детей и подростков; Тревога; Депрессия; Чрезмерная застенчивость, робость; Агрессивность, склонность к правонарушениям.
Проявление частых вспышек гнева; Частые споры со взрослыми; Отказ выполнять требования взрослых, нарушение правил поведения; Совершение поступков досаждающих другим людям; Обвинение других в своих проступках; Задержка в развитии речи, интеллектуальных умений; Обидчивость, частые обманы, нарушение обещаний; Частые проявления злобы и мстительности; Драчливость; Использование предметов, способных причинить вред другим(клюшка, кирпич, палка и др.);
Несмотря на запреты родителей, допоздна остается на улице; Проявление физической жестокости к людям и животным; Преднамеренное разрушение чужой собственности; Разведение огня; Кража вещей; Частые пропуски школьных занятий; Трудности в усвоении школьной программы; Побеги из дома; Совершение преступлений на виду у жертвы( выхватывание кошельков, сумок); Принуждение к половым отношениям.
Приведение своих дел в порядок-раздача ценных вещей, упаковывание; Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь; Внешняя удовлетворенность – прилив энергии; Письменные указания (в письмах, записках, дневниках); Словесные указания или угрозы ; Вспышки гнева у импульсивных подростков; Потеря близкого человека, потеря дома, долги; Бессонница.
Методика Рокича « Ценностные ориентации» 1. Здоровье (физическое и психическое); 2. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 3. Счастливая семейная жизнь; 4. Наличие хороших и верных друзей; 5. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий и сомнений).
Спасибо за внимание!