Серебряный век.
Это период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. «Серебряный век» протекал с 1880 до 1920 годов.
Просвещение. Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковно- приходское образование; росло число гимназий и реальных училищ; возросло количество средних специальных учебных заведений; к 1914 году действовало более 100 высших учебных заведений.
Наука. Владимир Иванович Вернадский. Учение о биосфере и ноосфере – основа современной экологии. Иван Петрович Павлов. Учёный физиолог. Константин Эдуардович Циолковский. Основоположник теоретической космонавтики.
Историки. Василий Осипович Ключевский. История Древней Руси. Евгений Викторович Тарле. «Крымская война». Павел Гаврилович Виноградов. Историк-медиевист.
Философы. Сергей Николаевич Булгаков. Религиозная философия. Павел Александрович Флоренский. Религиозная философия. Николай Александрович Бердяев. Философия экзистенциализма. Владимир Сергеевич Соловьёв. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.
Литературные направления.
Символизм. Ставил глубокие философские вопросы, символисты пытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России. Александр Александрович Блок Константин Дмитриевич Бальмонт Валерий Яковлевич Брюсов Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)
Акмеизм. Акмеисты отстаивали самоценность реальной жизни. Главным в поэзии они считали красоту и отточенность художественного слова. Анна Андреевна Ахматова Николай Степанович Гумилёв Осип Эмильевич Мандельштам
Футуризм. Направление в авангардизме. Футуризмы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката, афиши. Велимир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников) Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) Владимир Владимирович Маяковский
Живопись. Направления ХарактеристикаПредставители Реализм Задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Репин И.Е., Суриков В.И., Нестеров М.В., Васнецовы В.М. и А.М. и др. Модерн Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий. Бенуа А.Н., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Рерих Н.К. и др. Символизм Главная задача символизма в живописи – создать мостик между миром идей и миром вещей. Врубель М.А., Петров-Водкин К.С., Сомов К.А. Авангард Объединяет целый ряд школ и направлений; особенность – использование оригинальных, новаторских средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству. Кандинский В.В., Лентулов А.В., Шагал М.З., Филонов П.Н.
Суриков В.И. Вид Москвы, Автопортрет, 1902 Енисей у Красноярска, 1909
Бенуа А.Н. Свадебная прогулка, 1906 Версаль, 1906
Врубель М.А. Жемчужина, 1904 Автопортрет, Демон сидящий, 1890
Шагал М.З. Прогулка, Введение в еврейский театр, 1920
Скульптура. Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Трубецкой П.П. Портрет С.Ю.Витте, 1901 Коненков С.Т. Мыслитель, после 1915 (модерн).
Архитектура. Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (модерн) Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О. (модерн). Гостиница «Метрополь», Москва. Валькотт В.Ф. (неоклассицизм).
Музыка, балет, театр, кинематограф. Музыка Скрябин А.Н., Стравинский И.Ф., Рахманинов С.В., Шаляпин Ф.И. и др. Театр Станиславский К.С., Мейерхольд В.Э., Вахтангов Е.Б. Балет Горский А.А., Петипа М.И., Павлова А.Т., Карсавина Т.П., Нижинский В.Ф. Кинематограф Протазанов Я.А., Мозжухин И.И., Холодная В.В., Коонен А.Г. Анна Павлова
Домашнее задание. Параграфы 8, вопросы. Записать в тетрадь биографические факты любого из деятелей искусства Серебряного века.