Электронное правительство в РФ: Пойдем другим путем? Пономарев И.В. Госдума РФ Москва, CNews, 14 октября 2009 г.
Компоненты электронного правительства Внутриведомственная автоматизация деловых процессов (документооборот) и системы поддержки принятия решений Межведомственный документооборот Госуслуги по линии Федерация-регион- муниципалитет (G2G) Госуслуги для юридических лиц (G2B) Госуслуги для граждан (G2C)
История вопроса 2001-й год – разработка ФЦП «Электронная Россия» Конец 2006-го года – корректировка ФЦП, направленная на создание электронного правительства 2007-й год – начало реализации ряда проектов электронного правительства Январь 2008-го года – готов перечень электронных госуслуг 2008-й год – одобрение Правительством РФ концепции создания электронного правительства 2008-й год – реорганизация Мининформсвязи РФ 2008-й год – реализация ФЦП ЭР фактически остановлена Начало 2009 года – Президент РФ критикует ход работ по внедрению электронного правительства Март 2009 года – принятие плана внедрения электронного правительства Июнь 2009 года – Председатель Правительства РФ утвердил перечень электронных госуслуг Август 2009 года – Ростелеком выбран в качестве подрядчика Правительства по созданию электронного правительства Сентябрь 2009 года – новая редакция ФЦП «Электронная Россия» Сентябрь 2009 года – первый вице-премьер С.С.Собянин направляет новую редакцию ФЦП на доработку
Уровень информатизации федеральных органов исполнительной власти на сайтах только 50 федеральных министерств и ведомств (59% от общего числа) приведено описание предоставляемых государственных услуг; места приема граждан указаны на веб-сайтах 44 федеральных органов исполнительной власти (52% от общего числа), а графики работы подразделений, осуществляющих прием граждан, представлены только для 21 ведомства (25% от общего числа); возможность загрузки бланков документов реализована для 43 ведомств (51% от общего числа), при этом онлайн передача заполненных форм возможна только для 5 ведомств (6% от общего числа); доступ к ведомственным учетным системам, реестрам и регистрам реализована на 16 сайтах (19% от общего числа); транзакционные услуги реализованы только на 3 сайтах ведомств
Внедрение системы электронного правительства в регионах Уровень крайне неравномерный Есть ряд передовых регионов, в целом опережающих Федерацию и реализовавших комплексный подход: Тюменская область, ХМАО, Чувашия, … Есть ряд регионов, имеющих отдельные компоненты электронного правительства, способные к тиражированию: Новосибирск, Москва, Якутия, Чукотка, Ямал, … Есть ряд регионов, которые не занимаются информатизацией Подходы и стандарты кардинально отличаются
Ключевые проблемы на пути внедрения электронного правительства Межведомственная координация недостаточна Совет главных конструкторов не репрезентативен Технологические подходы в разных ведомствах не согласованы между собой, нет единого набора методик и стандартов Нет координации Федерация-регион- муниципалитет Нормативная поддержка не реализована Сорваны сроки подготовки актов Правительства Нет решения Правительства по ключевым законам в Госдуме Ключевая система – электронный документооборот – находится вне закона Концептуально понимание электронного правительства в России устарело В мире идет замена собственных правительственных АСУ открытыми интерфейсами для создания конкурирующих приложений самим рынком – проект data.gov Собственная ИКТ инфраструктура государства заменяется внешней
Нормативная база для внедрения электронного правительства Закон об ЭЦП Закон о защите персональных данных Закон об информационной открытости органов госвласти Закон об обращениях граждан Стратегия развития информационного общества Постановление Правительства РФ 98 (2003 г.) о содержании сведений, размещаемых на Web сайтах федеральных ведомств Концепция административной реформы Концепция использования ИКТ в органах исполнительной власти
Требуемые законы и нормативные акты Налоговый спецрежим для инновационных и ИКТ компаний – прошел первое чтение Закон о госуслугах – внесен Правительством СРО для определения инновационных и ИКТ компаний Включить ШПД в универсальную услугу связи Уравнять операторов мобильной и фиксированной связи – борьба вокруг согласования Закон о венчурной деятельности – обсуждение концепции Закон об электронном документе – внесен Закон о ЕГРН Поправки в закон о госзакупках – обсуждение концепции Поправки в акционерное законодательство Поправки в закон о банкротстве Национальный банк данных идей и технологий Альтернативный способ защиты авторских прав и развитие IV Главы ГК Свободное программное обеспечение и создание национальной программной платформы Закон о технопарках – обсуждение концепции Закон об Интернете – обсуждение концепции И т.п.
Другой путь Государство – не должно оказывать никаких услуг Государство должно быть инструментом для граждан для взаимопомощи и перераспределения общественных благ Перечень госуслуг должны сформировать не чиновники, а граждане Министерства не должны конкурировать с Yandex и Mail.ru Каждый должен заниматься своим делом Пусть потенциальные поставщики госуслуг конкурируют друг с другом Давайте не будем пытаться разобраться во внутренней кухне каждого ведомства Прекратим делать из чиновников врагов информатизации Пусть административной реформой занимается рынок, а не объекты реформы Бюджет на e-government должен быть нулевым… или почти нулевым Средства государства должны направляться на развитие рынка через адресные инфраструктурные проекты
Ключевые проекты нового подхода Единый реестр данных государственных структур – data.gov.ru Центр обработки данных Единая система электронной почты и документооборота Обеспечение информационной безопасности Сертификационный центр ЭЦП Единый портал госзакупок ГАС Управление как аналитическая и прогнозная система Национальная программная платформа
Совет по развитию информационного общества Требуемое организационное обеспечение Президент РФ Вице-премьер Регулятор Господрядчик Фонд Цифровой солидарности Госкомпания на базе Росинформтехнологий, включающая ключевых государственных подрядчиков Минкомсвязи РФ Надведомственный центр принятия решений, обеспеченный организационными и финансовыми полномочиями Фонд выравнивания информационного развития регионов для финансирования отдельных проектов Ростелеком Единый оператор инфраструктуры