Художник и искусствовед И. Э. Грабарь писал : « Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета … Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уровень с Европой ». XVIII столетие часто называют веком портрета. Действительно, в это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Ее ценность во многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями. Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности.
Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне ( ПАРСУНА ( искажение слова « персона »), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. В них чувствуется некая застылость, идеализация образов. Но заметно стремление художников передать индивидуальные, характерные черты известных особ. Портрет М. В. Скопина - Шуйского. Неизвестный художник гг.
Парсуна. Федор Иванович. Неизвестный художник.
В « Портрете Якова Тургенева », выполненном неизвестным художником, заметны не только черты парсунной живописи, но и новая техника изображения. Широкоплечая фигура лишена объемности и занимает почти все пространство холста. Иначе написано лицо, передающее характерные черты портретируемого : усталые умные глаза, проницательный взгляд крупный нос. Грустное, скорбное выражение лица контрастирует с торжественной позой. Неизвестный художник. Портрет Якова Тургенева г. Государственный Русский музей. Санкт - Петербург.
Иван Никитич Никитин был одним из « птенцов гнезда Петрова ». Он был послан Петром для обучения в Италию, впоследствии он наградил его званием « персонных дел мастера ». Никитину было дозволено рисовать персону его величества. Он изображал Петра победителем военных сражений, неутомимым тружеником, который « пуще бурлака работал ». Портрет Петра I. Никитина И. Н.
Вершиной творчества И. Н. Никитина стал « Портрет напольного гетмана » - боевого соратника Петра I, деливший с ним и ратный труд, и славу военных побед. Гетман изображен в пронизанной светом среде. Отчетливо выделяется на освещенном фоне его обветренная, темная от загара кожа. Перед нами человек, погруженный в собственные мысли. Его усталая поза, слегка опущенная голова, напряженно сжатые губы – все подчеркивает нелегкий жизненный путь сильного и мужественного человека. В нем не ослабла крепкая воля, не угасла огромная сила. Из - под седых нахмуренных бровей глаза смотрят сурово и решительно. И. Н. Никитин. Портрет напольного гетмана г. Государственный русский музей. Санкт - Петербург.
В 1727 г. после 11 лет обучения в Голландии на Родину возвращается Андрей Матвеевич Матвеев. Лучшее из того, что создал художник, - « Автопортрет с женой », ставший определенным этапом в русской портретной живописи. Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов. Бережно художник обнимает жену за плечи. Его взгляд смел, брови решительно сдвинуты, застенчивая улыбка женщины явно располагает к ней зрителей. Приглушенная цветовая гамма подчеркивает интимный, камерный характер портрета. Матвеев прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и сорока лет. Но то, что он успел сделать навсегда останется в истории русского искусства. А. М. Матвеев. Автопортрет с женой г. государственный Русский музей. Санкт - Петербург.
Антропов Алексей Петрович ( ), русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко ( портрет Петра III, 1762). Преодолевая условности парусного портрета, Алексей Петрович Антропов делает еще более смелый и решительный шаг на пути к реалистическому искусству. Ему принадлежит заслуга в создании камерного, интимного портрета своих современников.
Подлинным шедевром его живописи является « Портрет статс - дамы А. М. Измайловой ». И хотя в нем еще чувствуется следы парсуны ( некоторая застылость позы, взор, устремленный прямо перед собой ), это, безусловно, глубокий психологический портрет немолодой женщины. Она умна, властна и насмешлива. Роскошная одежда по моде того времени, дорогие украшения – все подчеркивает ее богатство и власть над окружающими. На устах тонкая улыбка превосходства, во взгляде карих глаз – снисхождение и возможность покровительства. А. П. Антропов. Портрет статс - дамы А. М. Измайловой г. Третьяковская галерея. Москва.