У истоков русского портретного искусства

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У истоков русского портретного искусства Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (от «персона»), получившей распространение.
Advertisements

Петр I Петр I придавал большое значение искусству, считал его развитие крайне необходимым для молодой России: « Без живописца и градировального мастера,
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 11 класс) по теме: Портрет в русской живописи 18 века.
XVIII век – век портрета Усиление интереса к человеческой личности Усиление интереса к человеческой личности Стремление раскрыть индивидуальность персоны.
Часть 2. (Лекция с элементами беседы и практического исследования)
ПАРСУНА (искажение слова «персона») - условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон вв., сочетающих.
Портреты наших великих соотечественников. Портрет – от французского – изображение. Один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвящённый изображению.
Факультет : филологический Группа : РС -21 Серикова М. К.
Портрет петровского времени. й й ф Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению.
Живопись XVIII века. От парусины к портрету.. В средневековой культуре не было светского изоискусства, оно носило культовый характер и было представлено.
ОТ ПАРСУНЫ К ПОРТРЕТУ Материал подготовлен для использования на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры Учитель ИЗО Жучкова.
Русский портрет XVIII века Материалы к уроку МХК в 11 классе.
Презентация на тему: Живопись России XVIII века. В 1770 – е годы Академию художеств возглавил Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773_, получивший звание.
«Мадонна Литта» ( ) картина великого итальянского художника Леонардо да Винчи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ Что такое парсуна и когда на смену ей пришёл портретный жанр? Три знаменитых художника XVIII века. Любимый портретист Петра Великого.
Что такое «парадный портрет» 4 класс Творческий проект Окружающий мир Руководитель: Анисимова В.И. учитель начальных классов.
фр. portrait, от старофранц. portraire «воспроизводить что-либо черта в черту» устар. парсуна от лат. persona «личность; особа») изображение.
«Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» и стихотворению.
Русский портрет XVIII века. У истоков русского портретного искусства Художник и искусствовед И.Э.Грабарь писал: «Одним из главных факторов, решивших судьбу.
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Транксрипт:

Художник и искусствовед И. Э. Грабарь писал : « Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета … Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уровень с Европой ». XVIII столетие часто называют веком портрета. Действительно, в это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Ее ценность во многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями. Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности.

Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне ( ПАРСУНА ( искажение слова « персона »), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. В них чувствуется некая застылость, идеализация образов. Но заметно стремление художников передать индивидуальные, характерные черты известных особ. Портрет М. В. Скопина - Шуйского. Неизвестный художник гг.

Парсуна. Федор Иванович. Неизвестный художник.

В « Портрете Якова Тургенева », выполненном неизвестным художником, заметны не только черты парсунной живописи, но и новая техника изображения. Широкоплечая фигура лишена объемности и занимает почти все пространство холста. Иначе написано лицо, передающее характерные черты портретируемого : усталые умные глаза, проницательный взгляд крупный нос. Грустное, скорбное выражение лица контрастирует с торжественной позой. Неизвестный художник. Портрет Якова Тургенева г. Государственный Русский музей. Санкт - Петербург.

Иван Никитич Никитин был одним из « птенцов гнезда Петрова ». Он был послан Петром для обучения в Италию, впоследствии он наградил его званием « персонных дел мастера ». Никитину было дозволено рисовать персону его величества. Он изображал Петра победителем военных сражений, неутомимым тружеником, который « пуще бурлака работал ». Портрет Петра I. Никитина И. Н.

Вершиной творчества И. Н. Никитина стал « Портрет напольного гетмана » - боевого соратника Петра I, деливший с ним и ратный труд, и славу военных побед. Гетман изображен в пронизанной светом среде. Отчетливо выделяется на освещенном фоне его обветренная, темная от загара кожа. Перед нами человек, погруженный в собственные мысли. Его усталая поза, слегка опущенная голова, напряженно сжатые губы – все подчеркивает нелегкий жизненный путь сильного и мужественного человека. В нем не ослабла крепкая воля, не угасла огромная сила. Из - под седых нахмуренных бровей глаза смотрят сурово и решительно. И. Н. Никитин. Портрет напольного гетмана г. Государственный русский музей. Санкт - Петербург.

В 1727 г. после 11 лет обучения в Голландии на Родину возвращается Андрей Матвеевич Матвеев. Лучшее из того, что создал художник, - « Автопортрет с женой », ставший определенным этапом в русской портретной живописи. Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов. Бережно художник обнимает жену за плечи. Его взгляд смел, брови решительно сдвинуты, застенчивая улыбка женщины явно располагает к ней зрителей. Приглушенная цветовая гамма подчеркивает интимный, камерный характер портрета. Матвеев прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и сорока лет. Но то, что он успел сделать навсегда останется в истории русского искусства. А. М. Матвеев. Автопортрет с женой г. государственный Русский музей. Санкт - Петербург.

Антропов Алексей Петрович ( ), русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко ( портрет Петра III, 1762). Преодолевая условности парусного портрета, Алексей Петрович Антропов делает еще более смелый и решительный шаг на пути к реалистическому искусству. Ему принадлежит заслуга в создании камерного, интимного портрета своих современников.

Подлинным шедевром его живописи является « Портрет статс - дамы А. М. Измайловой ». И хотя в нем еще чувствуется следы парсуны ( некоторая застылость позы, взор, устремленный прямо перед собой ), это, безусловно, глубокий психологический портрет немолодой женщины. Она умна, властна и насмешлива. Роскошная одежда по моде того времени, дорогие украшения – все подчеркивает ее богатство и власть над окружающими. На устах тонкая улыбка превосходства, во взгляде карих глаз – снисхождение и возможность покровительства. А. П. Антропов. Портрет статс - дамы А. М. Измайловой г. Третьяковская галерея. Москва.