Выполнила: студентка 751 гр. Дробышевская Анастасия
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, История философии. Кохановский В.П., Яковлев В.П. Учебник- Р. на Д.: с 3. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. - М.: Высш. шк., с.
Экзистенциализм. Основные вехи развития. Вопросы и проблемы экзистенциализма. Основные представители и их идеи. Заключение.
Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) философское направление, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.
Как направление философии начал зарождаться еще в середине ХIХ в. (С. Кьеркегор), а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских учений, которое пополняли своими работами; Накануне Первой мировой войны в России: Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев После неё в Германии: М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер В период Второй мировой войны во Франции : Г. Марсель (выдвигавший идеи еще во время Первой мировой), Ж. П. Сартр, А. Камю и др. К середине ХХ века широко распространился и в других странах, представители которых более придерживались уже рассмотренных вопросов.
нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед, во время и между первой и второй мировыми войнами; бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку; опасность гибели человечества; усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку; распространение тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность; бессилие человека перед природой, техногенным обществом.
Основной тезис экзистенциализма: У человека существование предшествует сущности, то есть, человек сначала рождается (существует), а затем реализует свою сущность (становится человеком). Основной тезис экзистенциализма: У человека существование предшествует сущности, то есть, человек сначала рождается (существует), а затем реализует свою сущность (становится человеком). Модусы человеческого существования: Забота; Страх; Решимость; Совесть. Модусы человеческого существования: Забота; Страх; Решимость; Совесть. Модус (от лат. modus)- философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему Лишь в некоторых состояниях Модус (от лат. modus)- философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему Лишь в некоторых состояниях
Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Вопросы экзистенциализма
уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека от общества, государства; проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.
Религиозное (Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Габриель Марсель) Вера есть подлинное существование. Неподлинное существование : вне веры происходит деградация человечества. Религиозное (Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Габриель Марсель) Вера есть подлинное существование. Неподлинное существование : вне веры происходит деградация человечества. Атеистическое (Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альбер Камю ) Подлинное существование признание неотчуждаемой свободы другого. Неподлинное существование: безграничное самоутверждение за чужой счет. Атеистическое (Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альбер Камю ) Подлинное существование признание неотчуждаемой свободы другого. Неподлинное существование: безграничное самоутверждение за чужой счет.
Атеистический экзистенциализм начинается с позиции человека, для которого, по словам Ницше, "Бог умер"; то есть с позиции человека, для которого идея Бога, по крайней мере Бога, открывающегося в иудео- христианской традиции, более не обладает какой- либо ценностью. Атеистические экзистенциалисты боролись за автономную личность, находящуюся вне социальных и культурных структур, т. е. за личность ради нее самой. Атеистический экзистенциализм начинается с позиции человека, для которого, по словам Ницше, "Бог умер"; то есть с позиции человека, для которого идея Бога, по крайней мере Бога, открывающегося в иудео- христианской традиции, более не обладает какой- либо ценностью. Атеистические экзистенциалисты боролись за автономную личность, находящуюся вне социальных и культурных структур, т. е. за личность ради нее самой. Религиозный экзистенциализм зовет человека от мира к богу, к самоуглублению, позволяющему обрести новое, "трансцендентное" измерение бытия. Самоуглубление есть вместе с тем и расширение границ индивидуального Я. Религиозные экзистенциалисты самыми разными путями искали утраченную связь с Богом.
Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности. Объективной истины нет. Всякая истина – результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора. Человек способен к преобразованию мира. Человек сначала существует – живет, чувствует, страдает, мыслит, действует – и лишь после того обретает свою сущность. Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам. Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки. Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует. Религиозный экзистенциализм Атеистический экзистенциализм
Серен Кьеркегор (1811 – 1855) датский философ Поставил вопрос: почему философия почти не уделяет внимания человеку, не изучает его проблемы ? «У меня нет ничего, но я ни в чем не нуждаюсь» Основные труды: «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Болезнь к смерти» (1849).
Философия должна повернуться к человеку, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я» «Я», по Кьеркегору, - это живой реальный человек, а также те категории, которые раскрывают его сущность и не являются сугубо классическими: отчаяние, жизнь, смерть, страх, выбор, вина».
Человеческое «Я» всегда трагично, этот трагизм порождается всем многообразием существования: неисчерпаемостью «Я», желанием увидеть «Я» через «Ты», заражающим человеческую личность безумием мира, преследующим человека страхом и отчаянием.
Переход от стадии к стадии осуществляется путем выбора человека на пути к Богу: 1) эстетическая стадия – дается обоснование эстетизма как формы существования. Эстетик зациклен на настоящем, недоволен своим Я, ждет его чудесного превращения в другое Я, переживает отчаяние и стремится к спасению, но скован слабостью; 2) этическая стадия -этический человек, этик живет мыслью и заботой о будущем, не зациклен на настоящем, ему присущи глубокая серьезность и нравственная ответственность. Он также движется к Богу через отчаяние, но уже не так хаотично, как эстетик; 3) религиозная стадия – истинно религиозный человек оставляет позади отчаяние и слабости (эстетика) и «отчаяние-вызов» (этика). Его абсолютное отчаяние (религия) – высшая стадия, выводит религиозного человека к такой вере и к такому Богу, которые истинно сопрягаются с вечностью.
Карл Ясперс ( ) Немецкий философ Экзистенция (по Ясперсу) – это необъективируемая человеческая самость, это нечто, противостоящее целостному бытию мира, это особое бытие, это « Я » поскольку, поскольку оно не становится объектом. Основные труды: « Всеобщая психология»(1913); «Психология мировоззрений» ; «Об истине»(1947); «Истоки истории и ее цель»(1948) ; «Философская вера»(1948)
Акт достижения «безусловного бытия», по Ясперсу, трехступенчат. первая – связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая – с прояснением экзистенции, третья – с решением главной задачи – понимания Бога. По Ясперсу, истинная философия – это философия коммуникативная. Благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ и может обрести самого себя или свою самость. Ясперс полагал, что способностью к философствованию обладает каждый человек. Имея возможность высказаться и в то же время быть услышанным, он тем самым проявляет стремление к установлению истинной коммуникации, а, значит, к философствованию.
Габриэль Марсель ( ) Французский философ Основные философские произведения: "Метафизический дневник" (1925), "Быть и иметь" (1935), "Человек - скиталец" (1945), "Люди против человеческого" (1951), "Метафизика Ройса" (1945), "Таинство бытия" (в 2-х томах, 1951) Марсель именовал свое учение христианским сократизмом. !
В своем раннем труде «Метафизический дневник» Марсель развел два мира: с одной стороны, экзистенция человека как средоточие страданий, а с другой безликий "мир объектов" как создание абстрактного разума. Эта противоположность легла в основу книги "Быть или иметь". По Марселю, "иметь" это погрузиться в мир и материю, жить телесной жизнью, отрешившись от бытия Бога. "Быть" это преодолеть внешнюю подчиненность, обрести свободу и вернуться душой к Богу. По мысли Марселя, человек это "воплощенное бытие", который, осознавая свою воплощенность, ощущает мистическую связь духа с телом. В человеческой экзистенции и только в ней Марсель ищет основы для религиозного понимания бытия. Для человека, считал Марсель, характерна онтологическая потребность потребность быть. Это экзистенциальное бытие достижимо через сосредоточенность, главная цель которой заключается в мистическом постижении Присутствия Бога. По Марселю, единственный выход из замкнутого экзистенциального состояния состоит в познании Бога, ощущении своей связи с Ним.
Мартин Хайдеггер ( ) Немецкий философ Сыграл решающую роль в становлении и развитии экзистенциализма, но сам себя экзистенциалистом не называл. Центральным вопросом философии является проблема бытия и его смысла. Основная работа «Бытие и время». ! ? ! « Бытие и время » подчинено трем задачам: 1)выявить фундаментальную структуру « здесь-бытия » как бытия-в-мире; 2) показать, что бытие-в-мире является временным и историчным; 3)На основе временности « здесь-бытия » осознать необходимую принадлежность времени к смыслу бытия.
Экзистенция, по Хайдеггеру - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен осознать свою смертность; сосредоточенность на будущем, которое дает личности подлинное существование. Пытаясь спастись от своей сущности, человек хочет забыться в суете общественной жизни. Но это ему не помогает.
Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, состоит из: «бытия с другими»; «бытия самого себя». «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все». «Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других. Человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире – главная проблема и забота человека.
Жан Поль Сартр ( ) Французский философ Экзистенциализм Сартра – это философия пессимизма, порожденного абсурдностью человеческого существования. ! В своей статье «Экзистенциализм – это гуманизм» Ж.-П. Сартр пишет о том, что экзистенциализм стремиться к осуществлению ценности человека. На деле нет более оптимистического учения, поскольку судьба человека полагается в нем самом
Его главный теоретический труд «Бытие и ничто» (1943). Роман «Тошнота»(1938), автобиографическая повесть «Слова», множество рассказов и пьес. Роман «Тошнота»(1938) стал образцом экзистенциалистской литературы. «Тошнота» - это одно из тех экзистенциальных состояний, которые создают трагическое мироощущение личности. Сарт вводит категорию «ничто», которой придается центральное онтологическое значение. Разрыв бытия и сознания трактуется при помощи «ничто». «Ничто» источник движения, активности и качественного многообразия. ! !
У человека существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет, а уж после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Человек делает себя сам. Свобода человека неистребима. Свободный выбор удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что «Бог умер», и потому человек в его представлении не может опереться на божественную помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него прощение. Если Бога нет, то все дозволено. И из этого «все» человек выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе мы считаем, что выбираем добро, и при том добро для всего человечества («если я женюсь, значит считаю, что семья благо для каждого из людей» и т.п.).
Альбер Камю ( ) Французский философ Главный тезис Камю– жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. ! Основные произведения: «Миф о Сизифе» 1942, «Бунтарь» 1952, «Чума» 1947
Принцип абсурда – исходный постулат концепции Камю. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни: соприкосновение со смертью – при нём многое, ранее казавшееся важным для человека теряет свою актуальность и кажется бессмысленным; соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.
По Камю, «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Активная жизненная позиция побудила Камю к сопротивлению фашизму. Свой роман «Чума» он заканчивает предупреждением – «микроб чумы никогда не умирает», намекая тем самым на «микробы» фашизма и других «заразных болезней» человечества. ! Камю видит только 2 выхода из отчужденного состояния абсурда: Бунт и самоубийство.
Экзистенциализм предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем религиозного или философского порыва. Ставя в центр внимания человека, он утверждает, что может научить людей, стоящих на краю бездны, сохранить свободу и независимость в обстановке одиночества и страха и тем самым выступает как « философия утешения ».