Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в создании специальных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Л.М. Беткер, зав.каф.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Advertisements

Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
Роль ОПМПК в определении специальных условий для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями Цыганкова О.П., методист МЦ.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в создании специальных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Л.М. Беткер, зав.каф. педагогики и психологии АУ «Институт развития образования» Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты- Мансийского автономного округа-Югры «Институт развития образования »

условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Создании условий для ребенка с ОВЗ в образовательной организации проводится только при наличии соответствующих рекомендаций в заключении ПМПК

Разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам организационное обеспечение; психолого-педагогическое обеспечение; кадровое обеспечение.

Организационное обеспечение : - нормативно-правовая база; -организация сетевого взаимодействия с внешними организациями; -организация медицинского обслуживания и питания; -информационное обеспечение (включая компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетентности, социализации и др. -материально-техническое включая (архитектурное)обеспечение

материально-техническое обеспечение возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения; санитарно-бытовые условия с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); социально-бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.);о пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

Заключение ПМПК должно включать описание как предельно общих, так и индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка материально- технических условий в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.

В рекомендация должна быть отражена специфика требований к: 1. Организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. 2. Организации временного режима обучения 3. Организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 4. Техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии). 5. Техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей).

Организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями ОДА (специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное, программное оборудование специальная мебель, в том числе столы с регулируемой высотой, наклоном столешницы, стулья, регулируемые по высоте; специализированные аппаратно-программные комплексы для детей- инвалидов; компьютерные логопедические, психологические программы; пособия для работы педагога-психолога, учителя-логопеда; наборы диагностических методик для определения уровня речевого и психомоторного развития; оборудование для сенсорных комнат психоэмоциональной коррекции; мобильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции; интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами; реабилитационное оборудование:тренажеры, реабилитационные комплексы ; универсальные цифровые устройства для чтения; цифровые «говорящие» книги на флеш-картах; Документ-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста; Портативные устройства для чтения плоскопечатных текстов; Настольные увеличительные устройства

Психолого-педагогическое обеспечение -программно-методическое обеспечение учебного процесса; -психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса программа коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы; разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ, адаптированной основной общеобразовательной программе; адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Школьная нормативная основа инклюзивного обучения Адаптированная образовательная программа

образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ, ст.2, п.п. 28).

Адаптированная образовательная программа строится на базе основной образовательной программы (ООП) и в соответствии с особенностями и соответствующими им особыми образовательными потребностями ребенка с нарушениями в развитии и учитывает: разнообразные проблемы речевого развития; специфику формирования и реализации мыслительной деятельности; специфические проблемы памяти; ослабленную познавательную активность; нарушения в становлении и развитии всех компонентов моторной сферы (в том числе для формирования навыков письма, чтения); особенности восприятия, скорости переработки всех видов информации; пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях; отклонения от нормы в развитии личности (навыки социального поведения и коммуникации, самоидентификация и самооценка и др.).

Заключение ПМПК должно содержать результаты мульти дисциплинарного обследования учащегося Должны быть получены объективные данные о его физическом развитии, развитии психомоторики, когнитивном развитии, социальном и эмоциональном развитии, речевых и коммуникативных возможностях,.навыках пространственной ориентировки, уровне развития школьных навыков и общеучебных умений, наличие сформированных компенсаторных механизмов, социальный контекст и информация о семье. По каждой позиции должно быть дано не только описание, но и сформулирован прогноз, указаны компенсаторные возможности и указаны ограничения. На основе проведенной диагностики ПМПК должна сформулировать рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы и реализации индивидуальной программы реабилитации учащегося.

Рекомендации ПМПК должны определять: а) характер и объем потребностей в поддержке в учебном процессе: в адаптированной образовательной программе должны быть сформулированы общие для всех учащихся или адаптированные или сниженные конечные цели обучения, исходя из реальных возможностей учащегося. Должны ли быть заменены или адаптированы те или иные учебные предметы или их части? Какие коррекционные и коррекционно­развивающие модули должны быть включены в адаптированную учебную программу? Какова потребность ребенка в адаптационной психокоррекционной работе? б) направления работы по социально-эмоциональному развитию учащегося - развитие уверенности в себе, положительной самооценки; развитие навыков социальной коммуникации; комплекс психолого­ педагогических мер по включению в детский коллектив и адаптирование в нем.

Разработка АОП Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать программы и учебно-методические комплексы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида

Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося. Также она должна включать комплекс мероприятий по медико- психолого-социально-педагогическому сопровождению.

необходимое участие в образовательном процессе специального педагога соответствующего профиля - это может быть учитель-ассистент либо тьютор; для осуществления гигиенических и лечебно­ профилактических мероприятий в инклюзивной школе для обучающихся с нарушениями развития должны быть предусмотрены ставки врача, медицинской сестры, инструктора лечебной физкультуры.

Служба комплексного сопровождения в общеобразовательной организации обеспечивает учащихся тьюторами (наставниками), осуществляет психологическую и социально- педагогическую поддержку учащихся и их родителей в период их адаптации на начальном этапе обучения, проводит необходимые медицинские, психокоррекционные и иные мероприятия в соответствии с индивидуальными программами реабилитации в течение всего периода обучения, обеспечивает психологическую диагностику и поддержку, а также совместно с социальными службами города (района) обеспечивает профориентацию и профконсультирование выпускника в период окончания им общеобразовательной организации, а также сопровождение его перехода на новую ступень обучения (профессиональное образование) либо трудоустройства и социально-трудовой адаптации на предприятии (в учреждении, организации).

В рекомендациях ПМПК может быть прописано Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной организации тьютором. В рекомендации нужно прописать требования к квалификации тьютора особенности сопровождения: осуществлять постоянное сопровождение; присутствовать только на определенных предметах; оказывать краткосрочную помощь по мере необходимости.

В рекомендациях ПМПК может быть прописаны варианты сопровождения ребенка с ОВЗ: помощник сопровождающий, осуществляющий физическое сопровождение, поддержку; помощник, который ведет педагогическеу и воспитательную деятельность, показывает как следует относиться к ребенку, какую помощь нужно оказывать ребенку и как это сделать; Специалист, который использует навигационные технологии, ресурсные-карты и т.д.

В.И.Лубовский «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!