За долгую историю человеческой культуры накоплена необъятная литература об искусстве и огромная по математике. Однако в то время как библиотечные полки прогибаются под мудрой тяжестью подробнейших сочинений о науке и об искусстве по отдельности, об истории их теснейшего взаимодействия не написано почти ничего. Математику нередко воспринимают как предмет обязательный, но жёсткий и сухой, некое нагромождение чисел, формул, расчётов. Формулы ради расчётов, расчёты ради формул. Математика не придумывает формулы, она открывает их как связь, существующую в природе.
Математик так же, как художник, создаёт узоры. И если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей. Г. Х. Харди
Томас Бриггс Творческий метод Томаса Бриггса родился из математики и наблюдения над природой: художник утверждает, что его произведения балансируют на грани между хаосом и разумным порядком, равной степени свойственными Вселенной. По словам Бриггса, самые интересные результаты он получает "на краю" хаотической выборки. Потом с помощью матриц, функций и фантазии он создает свои полотна. Кстати, реальный размер этих картин составляет чуть менее квадратного метра, а толщина линий - 0,2-0,3 миллиметра - как перо обычной ручки. Таким образом, большинство его картин можно отнести к графике.
Известно много поэтов, которые для усиления образа прибегают к математике. Также известны математики, которые были и поэтами. Посредством гармонии ритма точных слов, образов и рифмы стихотворения обретают эмоциональность, звучность, красоту. А ритм, гармония и даже стиль произведения подвластны математике. И если для математиков вопрос о природе и сущности связей между языками математики и поэзии предмет исследований, то для некоторых поэтов это интуитивная опора творчества.
Математика является ключом к тайнам мировоззрения. Использование математической теории музыки позволило Пифагору создавать особую музыку, которая сдерживала и исцеляла болезни, обращала и приводила душевные страсти в спокойное состояние.
Математика – главный путеводитель к архитектуре. Без математических действий невозможна реализация архитектурного объекта. В архитектуре тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника и искусство. Математические фигуры послужили архитектуре и возвели исторические объекты в разных странах мира. Математика помогает добиться прочности, удобства, красоты архитектурных сооружений, как значимо и ценно отношение золотого сечения.
Голландский художник Мориц Корнилис Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, отражением, смещением и др. Также он исказил базовые фигуры, превратив их в животных, птиц, ящериц и прочих. Эти искаженные образцы мозаик имели трех-, четырех- и шести направленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.
Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства. Бертран Рассел