Художественные средства языка Подготовила:
Метафора Метафора-слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголом или существительным. Примеры: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительно белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму.
Олицетворение Олицетворение-наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Примеры: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь вьюга злилась.
Эпитет Эпитет-образное определение предмета или действия. Чаще всего выражается прилагательными или наречиями. Примеры: Сквозь волнистые туманы просыпается луна, на печальные поляны льет печально свет она.
Сравнение Сравнение-сопоставление одного предмета с другим. Может быть представлено: а)Формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что, подобно. Примеры: Хорошо и тепло, как зимой у печи. И березы стоят, как большие свечки.
Сравнение б)Сравнительным придаточным предложением Примеры: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лесная стая с замираньем летит на звезду. в)Существительным в Т.П. Примеры: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Гипербола Гипербола-преувеличение Примеры: Я тебе Миллион раз говорил. Мы с тобой не виделись уже сто лет.
Антитеза Антитеза-противопоставление, основанное на параллелизме. Примеры: Они сошлись, весна и камень, стихи и проза, лед и пламень.
Фразеологизмы Фразеологизмы-устойчивые сочетания слов. Примеры: Как кот наплакал. Ни рыба, ни мясо.
1. Через минуту, когда Толик пришел в себя, вокруг никого не было. 2. Стальные магистрали, по ним мчатся день и ночь составы, машинист зоркими глазами смотрит вдаль. 3. Он вообще умел вдруг отделяться от всех, начинал жить не болтовней, а размышлениями, словно забирался в какую-то нору. 4.Колюня, поди сюда!-приказала она своему шкодливому внуку Кольке. Ответы: 1) Фразеологизм(Пришел в себя) 3) Сравнение(Словно…) 2) Метафора(Стальные магистрали) 4) Эпитет(Шкодливому) Определить художественное средство языка
1. Лифт не работал, и это сильно охладило наш пыл. 2. По обычаю того времени, он маленьким ребёнком, как Гринёв из повести А. Пушкина Капитанская дочка, был записан в полк. 3. Можно поставить перед собой такую задачу: хоть одного человека заразить любовью к чтению. 4. Берешь ящичек, проводишь по нему палочкой, и вдруг ящичек начинает петь, и душа начинает трепетать от глубоких чувств. Ответы: 1)Фразеологизм(Охладило пыл) 3)Метафора(Заразить…) 2)Сравнение(Как Гринёв…) 4)Эпитет(Глубоких чувств)
Какое средство выразительности содержится в предложении Если собрать все стекла, разбитые за недолгий век Воробьевым, то их хватит, чтобы застеклить новый дом: 1. Гипербола 2. Фразеологизм 3. Градация 4. Сравнение Ответ: 1)Гипербола
Какое средство выразительности содержится в предложении Они не попадались на глаза все минувшее лето, и даже не было слышно их тонкого дзинькающего голоса: 1. Гипербола 2. Фразеологизм 3. Сравнение 4. Метафора Ответ: 2)Фразеологизм
Какое средство выразительности содержится в предложении Многолюдная зала мгновенно притихла. 1. Фразеологизм 2. Метонимия 3. Сравнение 4. Оксюморон Ответ: 2)Метонимия
Составьте словосочетания с эпитетами 1. Пустота… 2. Сердце… 3. Книга… 4. Слова… Ответы: 1)Пустота(тревожная, горькая) 3)Книга(мудрая, умная) 2)Сердце(верное, пылкое) 4)Слова(сладкие, нежные)
Составьте словосочетания с фразеологизмами 1. Я знал его как… 2. Наутро она ни… стояла у крыльца дома. 3. Он свалился на меня как… 4. Я вспомнил её, что даже… Ответ: 1)Свои пять пальцев 2)Ни свет ни заря 3)Снег на голову 4) Дух захватывало
Своя игра Спасибо за участие
В церкви была вся Москва, родные и знакомые. 1. Метафора 2. Олицетворение 3. Метонимия 4. Сравнение 100 очков
200 очков Посреди поляны стоял дуб, огромный и величественный, как собор. 1. Сравнение 2. Олицетворение 3. Оксюморон 4. Параллелиизм
300 очков Особенно много лиственного золота скопилось в оврагах. 1. Олицетворение 2. Метафора 3. Эпитет 4. Фразеологизм
400 очков Откуда-то сбоку, от темной реки, слышался глухой, далекий шум, всплески и сухой треск *** 1. Метафора 2. Эпитет 3. Олицетворение 4. Перифраз
500 очков Так все у него и горело в руках. 1. Синекдоха 2. Ирония 3. Гипербола 4. Фразеологизм
600 очков Нужно определить автора и рассказ предложения Служить бы рад, прислуживаться тошно. 1. Ирония 2. Перифраз 3. Метафора 4. Антитеза Ответ: А.С.Грибоедов Горе от ума.
700 очков Нужно определить автора и рассказ предложения Слепая ночь опустится к реке 1. Эпитет 2. Фразеологизм 3. Гипербола 4. Сравнение Ответ: Н.А.Заболоцкий Я не ищу гармонии в природе.
800 очков Нужно определить автора и рассказ предложения Крупный мокрый снег лениво кружится около только что заснеженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. 1. Метафора 2. Синекдоха 3. Эпитет 4. Параллелизм Ответ: А.П.Чехов Тоска.
900 очков Нужно определить автора и рассказ предложения И приветствую звоном щита. 1. Эпитет 2. Метафора 3. Олицетворение 4. Сравнение Ответ: А.А.Блок О, весна без конца и без краю.
1000 очков Нужно определить автора и рассказ предложения Чужбина, родина моя! 1. Эпитет 2. Метафора 3. Анафора 4. Оксюморон Ответ: М.И.Цветаева Родина.