Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока
«Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий отсутствие назидательности и авторитарности воспитание, а не изучение культуры здоровья элементы индивидуализации обучения
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников интерес к учебе, желание идти в школу наличие физкультминуток наличие гигиенического контроля
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
Принципы учет возрастно-половых особенностей; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
Принципы структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная) использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Здоровьесберегающие действия: оптимальная плотность урока чередование видов учебной деятельности
Оптимальная плотность урока количество видов учебной деятельности их смена длительность и чередование отвлечения от учебной работы
Чередование видов учебной деятельности чтение, письмо, слушание, рассказ, рассматривание пособий, ответ на вопрос, решение примеров.
Рекомендации считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
Рекомендации Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке физкультминутки, динамические паузы минутки релаксации дыхательная гимнастика гимнастика для глаз массаж активных точек
Цель оздоровительных моментов отдых центральной нервной системы профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Рекомендации комплексы упражнений должны меняться. проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого с целью
Наличие эмоциональных разрядок поговорка, высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
Цель эмоциональных разрядок снятие умственного напряжения, утомления.
Рекомендации В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
Правильная поза ученика во время занятий за столом длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. высота ножек стула должна равняться длине голени. голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..
Правильная поза ученика во время занятий за столом расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует см. тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
Правильная рабочая поза при письме при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. надплечья находятся на одном уровне
Рекомендации рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом.
Рекомендации непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся
Положительные эмоции Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных
«Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».