Определение и обоснование путей и средств нравственного воспитания школьников Выполнили студентки 1 курса ЮФУ АПиП кафедры Дошкольного образования Барышникова Юлия Лысенко Дария Проверила: доц. Марченко Г. В. МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный Федеральный Университет» Академия психологии и педагогики Кафедра «Дошкольного образования» «Введение в педагогическую деятельность» Ростов-на-Дону 2016 г.
Содержание 1. Понятие о нравственной культуре личности как компоненте ее базовой культуры. 2. Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания. 3. Пути, методы и средства нравственного воспитания в школе. 4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в нравственном воспитании.
Понятие о нравственной культуре личности как компоненте ее базовой культуры. Нравственная культура формируется в процессе нравственного воспитания. Нравственное воспитание формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.
Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания. Цель нравственного воспитания реализуется всем содержанием воспитательной деятельности, которая представляет собой двусторонний процесс отношений субъекта и объекта воспитания. Основные задачи нравственного воспитания: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания. В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.) нравственное воспитание рассматривается как: процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей; процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении. Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает нравственное воспитание как: процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения; процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности; процесс стремления человека к нравственному идеалу. Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют: формирование навыков и привычек поведения; формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми.
Пути, методы и средства нравственного воспитания в школе. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Средствами нравственного воспитания являются: 1. Моральное убеждение как основное нравственно- психологическое средство воздействия на личность. 2. Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей в нравственном воспитании. В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).
Список используемой литературы 1. Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие [Текст]/ Л.А Григорович, Т.Д.Марцинковская - М.: Гардарики, с 2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник [Текст] / И.А.Зимняя - М.: Логос, с. 3. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / В.М.Кроль М.: Высшая школа, с. 4.Столяренко, A.M. Психология и педагогика: учебник [Текст] / A.M.Столяренко - М.: Юнити-Дана, с. 5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Л.Д.Столяренко - - Ростов н/Д: Феникс, с. 6. Узнадзе, Д.Н. Общая психология: учебник [Текст]/ Д.Н.Узнадзе - СПб.: Питер, с.
Благодарим за внимание!