Понятие мирового рынка.
Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства. Мировой рынок формировался поэтапно в веках. Его становление в целом завершилось в середине 19 века, а со второй половины 19 века он начинает бурно развиваться. Поскольку мировой рынок это закономерный результат развития, то эволюция денежных отношений естественно приводить к мировому рынку: Внутренний рынок –> национальный рынок –> международный рынок –> мировой рынок Мировой рынок появился значительно позже международного обмена. Мировой рынок рассматривается как стадия развития мирового хозяйства. Для мирового рынка, в отличие от международного обмена характерны: устойчивый, а не эпизодический характер внешнеторговых взаимосвязей государств и охватывают этими устойчивыми торговыми связями практически всех, а не нескольких стран мира.
Функции мирового рынка Интегрирующая (состоит в том, что благодаря рынку обособленные национальные хозяйства образуют единую хозяйственную систему-мировую экономику), Систематизирующая (проявляется в ранжировании государств в соответствии с уровнем их экономического развития и достигнутой экономической мощью), Опосредующая (выражается в том, что мировой рынок опосредует (реализует) результаты участия государства в МРТ), Информационная (заключается в сообщении продавцу (производителю) и покупателю (потребителю), насколько их индивидуальные (национальные) затраты на производство продукта, качество конечного продукта и сходного сырья соответствуют интернациональным (среднемировым)), Стимулирующая (непосредственно вытекает из информационной. Суть ее состоит в том, что, корректируя (на основе полученной от рынка информации) свое производство (объемы, структуру, затраты), в совокупности они изменяют структуру производства отрасли, а значит, отраслевую структуру национальной экономики, оптимизируя ее в соответствии с тенденциями в мировой экономике.), Санирующая (очищение рынка и экономики наиболее демократическим путем от экономически неэффективных структур (экономических операторов) и улучшение деятельности для наиболее «сильных» из них).
Особенности мирового рынка сформировался и активно развивался на базе внутренних рынков; проявляется в перемещении благ материального характера и услуг между государствами; характеризуется спросом/предложением, наличием конкуренции, институциональной структурой, отсутствием четких временных и пространственных границ, огромными масштабами, универсальностью, глобализацией, использованием ведущих иностранных денег в качестве валюты сделок.
Структура мировых рынков Верхний «этаж» мирового рынка включает: 1-й ярус – низко технологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности); 2-й ярус – средне технологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки); 3-й ярус – высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы). Средний «этаж» - это рынок средне- и низко технологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны. Нижний «этаж» – это рынок ресурсов- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства.
Спрос и Предложение млн. барр. в день