ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ СВЯТОЧНОГО РАССКАЗА А.И. КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»
I. ВСТУПЛЕНИЕ (ПРИСОЕДИНЕНИЕ КЛАССА)
СВЯТОЧНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Святочный рассказ – содержит момент чуда, которое происходит на Рождество или в святочные дни, часто святочный рассказ имеет счастливый конец, герои спасаются от гибели, смертельно больной человек выздоравливает, чаще это ребенок, примиряются враги. В святочном рассказе рассказчик повествует о себе, либо ссылается на сведения, которые узнает от родных или знакомых. Часто святочные рассказы таинственны и фантастичны, описываются чудеса (неожиданное разрешение трудной ситуации или нравственное перерождение).
ЧУДЕСА РОЖДЕСТВЕНСКИХ РАССКАЗОВ БЫВАЮТ ДВУХ ВИДОВ: I.Разрешение безвыходной ситуации (Божья помощь или жизненная удача). II. Перелом в сознании человека.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Действие рассказа происходит в _ _ _ _ _ _ _ _ _. В начале рассказа описываются _ _ _ _, обрушившиеся на семью _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, а затем _ _ _ _ _ _ _ _ встреча с профессором _ _ _ _ _ _ _ _ _ меняет жизнь героев. Происходит _ _ _ _. Сам рассказ называется«_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _».
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ А) Незнакомец был врачом, ему было интересно заниматься с больными людьми; Б) Он просто, когда учился, давал клятву Гиппократа и поэтому должен был обязательно помогать людям; В) Незнакомец испытывал сострадание к тем, кому на самом деле было плохо, не только физически, но и душевно. Ведь Мерцалов не болен: он оказался в безвыходной ситуации. Клятва Гиппократа – по имени древнегреческого врача.
ПРИЕМ «РАЗНОЦВЕТНЫХ ШЛЯП» -Белые шляпы (отбор фактов, сбор информации, нахождение определений, терминов). -Красные шляпы (кинестетический уровень, сфера чувств). Как композиция рассказа воздействует на читателя, почему композиционный принцип кольца придает завершенность рассказу. -Черные шляпы (критики осуждающие жестокость, черствость, бессердечие в рассказе). Вывод делают через суждение, оценку, анализ текста, подкрепив доказательствами. Задействовано аудиально – визуально – кинестетическое восприятие учащихся ( социо – культурный текст)
IV. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. ФРАЗЫ – ПОДСКАЗКИ «Я понял, что …» « Я знал, что …» «Я хочу, чтобы …» « Я буду стараться …» « Почему я …»
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Сочинение: А) Можно ли согласиться со словами Мерцалова, что « … то великое, мощное, святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? Б) Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова « … главное – не падайте духом»? В) В какие чудеса следует верить людям?
РАБОТА С ЭПИГРАФАМИ. Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось. И. Шмелев Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. И. Гете