Лермонтов М.Ю. Тема одиночества в лирике Лермонтова М. Ю
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ
Одиночество как состояние не поддается лечению. Одиночество как состояние не поддается лечению. Раневская Фаина Георгиевна Раневская Фаина Георгиевна Раневская Фаина Георгиевна Раневская Фаина Георгиевна
Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии
«И СКУЧНО, И ГРУСТНО...» И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят -- все лучшие годы! Любить... но кого же?., на время -- не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? -- там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно... Что страсти? -- ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -- Такая пустая и глупая шутка... И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят -- все лучшие годы! Любить... но кого же?., на время -- не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? -- там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно... Что страсти? -- ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -- Такая пустая и глупая шутка...страстижизньстрастижизнь
АНАЛИЗ АНАЛИЗ Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя, и таким образом найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют никакой ценности. Лермонтов одновременно и переживает, и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя способствует раскрытию его противоречий... Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя, и таким образом найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют никакой ценности. Лермонтов одновременно и переживает, и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя способствует раскрытию его противоречий...
И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… «В минуту», казалось бы, означает миг, непродолжительное подавленное состояние, но дальше мгновение превращается в вечность: «В минуту», казалось бы, означает миг, непродолжительное подавленное состояние, но дальше мгновение превращается в вечность: Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят – все лучшие годы! Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят – все лучшие годы! Итак, если рассматривать три возможных отрезка времени, то это будет момент, длительное время и вечность. Как мы видим, все три варианта герой охватывает в своём внутреннем состоянии. Получается некоторая путаница. Однако нечего. Это движение от страдания к ещё большим мучениям. Итак, если рассматривать три возможных отрезка времени, то это будет момент, длительное время и вечность. Как мы видим, все три варианта герой охватывает в своём внутреннем состоянии. Получается некоторая путаница. Однако нечего. Это движение от страдания к ещё большим мучениям. не это главное. Обращает на себя внимание то, что «лучшие годы» ещё только «проходят», а не «прошли», а лирический герой уже уверен, что желать в этой жизни абсолютно не это главное. Обращает на себя внимание то, что «лучшие годы» ещё только «проходят», а не «прошли», а лирический герой уже уверен, что желать в этой жизни абсолютно
Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России.