«Требования к урокам по ФГОС»
2 - - концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно - деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса); - направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования; - активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся; - построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности)
Компоненты учебного задания: характеристика задания (планируемый результат выполнения); мотивационная часть; содержание: условия, вопрос; инструкция по выполнению; время выполнения; образец или описание ответа; критерии оценки; методический комментарий
5 Система требований к уроку включает: Целеполагание Мотивация Практическая значимость знаний и способов деятельности Отбор содержания Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения – рефлексия Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
6 Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности
7 Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации Минимализация и вариативность домашнего задания Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание, и.т.д., частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности. Для создания учебной ситуации могут использоваться приёмы: -предъявить противоречивые факты, теории; -обнажить житейское представление и предъявить научный факт; -использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Учебной ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста итд.
Отличия структуры урока Традиционный урок Урок по ФГОС 1. Тема урока 2. Цель урока 3. Задачи урока: - образовательная - развивающая - воспитательная 3. Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: -Познавательные УУД - Коммуникативные УУД - Регулятивные УУД - Личностные УУД 4. Межпредметные связи 5. Оборудование 4. Межпредметные связи 5. Ресурсы
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения Ч.Дарвин