разработка генеральной и рабочих гипотез; формирование выборки проведения опроса; выбор формы проведения опроса (анкетирование или интервью); формулирование вопросов и вариантов ответов на них (закрытые, открытые); определение времени и места проведения опроса. разработка генеральной и рабочих гипотез; формирование выборки проведения опроса; выбор формы проведения опроса (анкетирование или интервью); формулирование вопросов и вариантов ответов на них (закрытые, открытые); определение времени и места проведения опроса. Социологическая информация - это информация, которая может быть получена в ходе проведения социологического опроса, который проводится в форме анкетирования или интервью, и отражает общественное мнение. Важными для получения достоверной социологической информации являются следующие условия:
Метод опроса не изобретение социологов. Специфика метода опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации служит человек (респондент) непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами, анкетирование и интервьюирование. Метод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию.
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса анкетирование. Анкетирование психологический вербально- коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов анкета. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
По числу респондентов Индивидуальное анкетирование опрашивается один респондент; Групповое анкетирование опрашиваются несколько респондентов; Аудиторное анкетирование разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении Массовое анкетирование участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов. По числу респондентов Индивидуальное анкетирование опрашивается один респондент; Групповое анкетирование опрашиваются несколько респондентов; Аудиторное анкетирование разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении Массовое анкетирование участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов. По полноте охвата Сплошное опрос всех представителей выборки; Выборочное опрос части представителей выборки. По полноте охвата Сплошное опрос всех представителей выборки; Выборочное опрос части представителей выборки.
Свободное интервью имеет место в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или разработанного плана беседы.
Форма изложения Статисти ческие Письмен ные Анализ документов один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, не только передают событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, больших групп населения и общества в целом. Вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов. К документам в прикладной социологии относятся различные печатные и рукописные материалы, созданные для хранения и передачи информации. Анализ документов один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, не только передают событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, больших групп населения и общества в целом. Вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов. К документам в прикладной социологии относятся различные печатные и рукописные материалы, созданные для хранения и передачи информации.
В социологии применяются социометрические тесты, которые направлены на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение социометрического теста диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия выполняет следующие функции: