Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации. «Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями» Н.Г.Чернышевский
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации. Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная работа - целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом работа, в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации. Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями: выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы; последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их; применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого нестандартного подхода к достижению цели; доходить до истины, не обращаясь за помощью.
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации. Условия для реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются: постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы; обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий; разнообразие видов самостоятельной работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета; подбор заданий, способствующих побуждению интереса к их выполнению содержащих посильные трудности; ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации; оказание учителем в случае необходимости помощи в работе; обучение учащихся приёмам самоконтроля при выполнении работ; обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся; учебная самостоятельность школьника.
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации. Дидактические требования к организации самостоятельной работы самостоятельная работа должна: иметь конкретную цель и ученик должен знать пути её достижения; соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому; проводиться после формирования простейших навыков самостоятельной работы; иметь минимум шаблонности, т.к. основная её задача – развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика; строиться на основе дифференцированного подхода к учащимся; сочетать изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. Содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
Виды самостоятельных работ По дидактическим целям По уровню самостоятельности По степени индивидуальности По источнику и методу приобретения знаний По форме выполнения По месту выполнения Обучающие, тренировочные, закрепляющие, развивающие, творческие, контролирующие Репродуктивные, эвристические, исследовательские, реконструктивно- вариативные Фронтальные, групповые, индивидуальные, парные Работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов, рефератов Устные, письменные, тесты Классные, домашние
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации. Уровни самостоятельной деятельности школьников: Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящие за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации. Виды самостоятельных работ в обучении: 1. Работа с книгой.(работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ; сравнение; обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. краткий конспект текста; 2. Работа с первоисточниками, научно – популярной литературой. 3. Упражнения. (тренировочные; воспроизводящие упражнения по образцу; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников; оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков. 4. Решения разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ. 5. Различные проверочные самостоятельные работы. Контрольные работы; Диктанты; Сочинения; Изложения. 6. Подготовка докладов и рефератов. 7. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе. 8. Домашние лабораторные опыты и наблюдения. 9. Техническое моделирование и конструирование.
Классификация самостоятельных работ по форме задания по оформлению ответов по месту в процессе обучения по месту выполнения по охвату учащихся на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие устно и письменно, схематически и практически на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля на уроке, вне урока весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик
Виды самостоятельных работ творческие развивающие закрепляющие повторительные тренировочные обучающие контрольные
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации.