Образование казахского этноса и государственности относят к более позднему периоду. А в вв. на территории Казахстана проживали народы и племена, объединенные тюркским языком и позже вошедшие в разные государственные объединения и составившие разные этносы.
Они оставили языковые и литературные памятники, которые принадлежат к общетюркскому наследию и которые являются источником познания политических отношений. Ученые, литераторы, поэты писали на арабским языке, игравшем в тот период роль международного языка. Кроме того, арабы привнесли в тюркоязычную среду не только язык, но и культуру, познакомили с античной культурой, которая наряду с арабской, оказала значительное влияние не передовую мысль тюркоязычных народов.
Аль-Фараби – выдающийся представитель восточного аристотелизма. Его философская деятельность многогранна, он был ученым- энциклопедистом. Выступал как комментатор произведений Аристотеля, за что получил прозвище «Второй учитель» (Первый – это сам Аристотель ).
Об его энциклопедичности свидетельствуют названия трудов: «Рассуждения Второго учителя Аль-Фараби о значении слова «интеллект», «Тракт о взглядах жителей добродетельного города» и др.
Сведения политического характера дает знаменитая поэма «Наука быть счастливым» Юсуфа Баласагуни (11 в.) выходца из знатной тюркской семьи. Это философское произведения характеризует различные сословия и правила взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основным принципом, на основе которого должен, по мысли Юсуфа Баласагуни, управлять счастливый и праведный государь, является принцип соблюдения твердых законов в союзе с разумом, счастьем и праведной жизнью.
В поэме описаны качества, необходимые качества, необходимые визирю, полководцу, секретарю, писцу, повару, ученому, лекарю… Поэма дает представление о тогдашнем обществе, его нравах, обычаях.
Значительное место в общественно- политической мысли Казахстана в XIX веке занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско- политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество.
Пристальное внимание заслуживают демократические взгляды Валиханова. Примером этого служит его труд «Записки о судебной реформе», где отмечается «несостоятельность» царского правосудия в степи. Незнание царскими судами обычаев и традиций местного населения приводит к равнодушию и чванству судей, порождая взяточничество и несправедливость. Он считал первым условием для общественного прогресса - подъем просвещения и науки, за которыми последуют и другие реформы
Общественно-политическим взглядам Алтынсарина присущи по-настоящему глубокий демократизм и стремление защитить интересы своего народа. Недовольство колониально- административной реформой царского правительства он выражает в статье «Несчастье киргизов». В разрешении проблем взаимодействия истории и общественного явления, в выборе правильного пути построения развитого общества Алтынсарин, в первую очередь, возлагал надежды на силу науки и просвещения.
Казахская интеллигенция начала ХХ века, продолжая традиции предшествующей эпохи, воспевала в своих трудах веру в гражданственность, независимость и стремление к свободе до образования государственности – М.Дулатов «Проснись казах», М.Жумабаев «Небо», «Кто я?», «Пойду быстрее», А.Байтурсынова «Мечта казаха», «В здоровом теле – здоровый дух», «Об изучении казахского языка», а также А.Бокейханов, Ш.Кудайбердиев, М.Шокаев, Ж.Аймауытов.