СТЕРЕОТИПЫ
«Стереотип» Слово древнегреческого происхождения: στερεός твёрдый, пространственный и τύπος «отпечаток». Фермин Дидо во Франции в XVIII веке изобрел слово «стереотип» в типографском деле для обозначения копии печатной формы в виде монолитной пластины для печатания многотиражных изданий.
Уолтер Липпман ( ) 1922 год «Общественное мнение» У.Липпман в своей работе вводит понятие «социальный стереотип». «Человек - не аристотелевский бог, озирающий все сущее единым взглядом, а продукт эволюции, который может выхватить фрагмент реальности, достаточный, чтобы выжить, и в потоке времени поймать несколько моментов озарения и счастья».
определение Согласно У. Липпману, стереотипы это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.
Отличительный признак стереотипа состоит в том, что он начинает действовать еще до того, как включается разум. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
Слепые зоны (blind spots) Каждая система стереотипов заключает в себе идею, согласно которой в определенный момент можно прекратить прилагать усилия и все случится само собой, как вы этого хотели. Слепые зоны не позволяют увидеть отвлекающие от магистрального пути образы.
Источником формирования социальных стереотипов является личный опыт человека выработанные обществом нормы
Основные свойства стереотипа: 1) Не развитый когнитивный компонент; 2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростереотип); 3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость, проявляющаяся в разных ситуациях; 4) Интенсивность эмоционального проявления; 5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения группы).
Отрицательные свойства стереотипов: Выводимая из стереотипа схема суждения о другом человеке нередко действует как предубеждение. Возникая в условиях дефицита информации, социальный стереотип часто оказывается ложным и играет консервативную роль, формируя ошибочные представления людей о происходящем, деформируя процесс интерпретации происходящего и характер межличностного взаимодействия. Любой социальный стереотип, оказавшийся верным в одной ситуации может оказаться неверным в другой и, следовательно, неэффективным для решения задачи ориентировки личности в окружающем социальном мире.
Положительные свойства стереотипов: Стереотип позволяет : резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность; ускорить процесс познания; предоставить хоть какое-то первичное основание для ориентировки в происходящем.
Генри Тэджфел ( ) - английский психолог выделил функции стереотипа: на индивидуальном уровне: - когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение); - ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»); на групповом уровне: - идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы); - идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).
Немецкий исследователь У.Квастгоф (U.Quasthoff) выделяет следующие функции стереотипов: – когнитивная – генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации – когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими; – аффективная – определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»; – социальная – разграничение «внутригруппового» «вне групповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни
4 уровня стереотипов (Дуаз) 1) индивидуальные психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде. 2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации межличностного взаимодействия. 3) коллективные представления - социальные образования, формирующиеся в межгрупповом отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне. 4) высший уровень - идеология, который складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень детерминирует нижележащие.
Виды стереотипов Автостереотипы, отражающие представления людей о самих себе; Гетеростереотипы, отражающие представления о другом народе, другой социальной группе.
Виды стереотипов Индивидуальные- сформированные в результате собственного опыта. Социальные- выражают представления о целой группе людей. Обладают достаточной стойкостью и передаются из поколения в поколение.
Виды стереотипов Стереотипы поведения – это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы. Стереотипы сознания, как фиксирующие идеальные представления ценностно-нормативной системы, выступают основой для формирования стереотипов поведения. Стереотипы сознания создают модели поведения, стереотипы поведения внедряют эти модели в жизнь.
Гендерные стереотипы Это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а так же о гендерной специфике социальных ролей.
Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; выполняет роль кормильца семьи; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.
Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.
Основные свойства этнических стереотипов Эмоционально-оценочный характер. Устойчивость. Согласованность, или консенсус. Неточность. Социальные стереотипы отражают объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.
«Его глаза видят иначе»
Свобода самовыражения
Поведение в очереди
Уровень шума в кафе и ресторанах
Поведение в путешествии
Предпочтения в напитках
Поведение на вечеринке
Отношения с руководителем
Собственное Эго
Популярность видов транспорта
Популярные блюда
Подход к решению проблем
Отношение к старшим
Положение ребенка в семье
Отношение к погоде
Социальные коммуникации
Трехразовое питание
Пунктуальность
Спасибо за внимание!