Проектирование образовательной среды дошкольника на основе международных стандартов качества серии ИСО 9000 В.П. Старжинский Белорусский национальный технический университет
Стандарты ISO 9000 универсальны в смысле применимости к любым предприятиям, независимо от их размера и сферы деятельности. Стандарты изложены в виде требований (ISO ) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004) Требования относятся к: 1. Наличию стандартного языка документирования процессов управления качеством. 2. Наличию системы отслеживания и получения подтверждения того, что процессы управления качеством осуществляются во времени и пространстве предприятия. 3. Наличию подтверждения-аудита, сертификации от третьей стороны Для получения сертификата необходимо создать на предприятии систему управления качеством (СМК), осуществить и поддерживать ее функционирование, пройти аудиторскую проверку и получить сертификат. Затем следует проходить регулярный наблюдательный аудит для подтверждения сертификата.
Технология управления качеством Технология управления качеством Технология – это совокупность операций и процедур деятельности, которые гарантируют получение искомого результата. Технология – это совокупность операций и процедур деятельности, которые гарантируют получение искомого результата. При этом деятельность учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, рассматривается как совокупность процессов по предоставлению образовательной услуги. Внедрение международных стандартов на предприятиях даёт потребителю дополнительную гарантию стабильности качества продукции за счёт достижения системы в работе, ориентированной на качество. При этом, под качеством образовательной услуги понимается, с одной стороны, степень удовлетворенности потребителя, с другой – степень соответствия должному, зафиксированному в различных документах.. При этом, под качеством образовательной услуги понимается, с одной стороны, степень удовлетворенности потребителя, с другой – степень соответствия должному, зафиксированному в различных документах..
Система управления качеством Система управления качеством базируется на стандартизации – деятельности по установлению стандартов. базируется на стандартизации – деятельности по установлению стандартов. Стандарт – это нормы, правила и характеристики, которые регламентируют деятельность в определенной сфере, поскольку оформлены в виде нормативных документов и имеют юридическую силу. Для обеспечения стабильности качества продукции или услуг, создания уверенности для потребителя в высоком качестве служит система сертификации, которая является дополнительной к системе стандартизации. Если стандарты характеризуют продукцию с позиций должного, т.е. какой должна быть продукция, каким требованиям она должна удовлетворять, то сертификация – процедура, которая определяет и фиксирует соответствие качества продукции установленным требованиям-стандартам.
Менеджмент качества дошкольного образования представляет собой систему управления различными видами деятельности: педагога, ребенка, родителей, руководителей образования, как определенными процессами, а также ресурсами. Менеджмент качества дошкольного образования представляет собой систему управления различными видами деятельности: педагога, ребенка, родителей, руководителей образования, как определенными процессами, а также ресурсами. 2. Менеджмент качества предполагает контроль и оценку не только конечной цели дошкольного образования гармонического разностороннего развития детей, но и процесса ее достижения. 3. Деятельность работы учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования в соответствии с программой дошкольного образования «Пралеска», можно диверсифицировать в зависимости от решения следующих задач: 3.1. Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни; 3.2. Формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия, психологического здоровья каждого воспитанника; 3.3. Обеспечение полноценного, своевременного, разностороннего психического развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов деятельности); 3.4. Воспитание личности ребенка, развитие ее творческого потенциала, способностей, выявление признаков одаренности; 3.5. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям.
Образовательная среда – понятие, которое вводится для проектирования и обеспечения самообразования и означает часть социокультурной сферы, включающей в себя совокупность учреждений образования, деятельностей субъектов образования и заинтересованных участников, а также соответствующих органов управления в кооперации с научно-исследовательскими, проектно- технологическими и другими структурами, объединенными общей образовательной целью. Образовательная среда отличается от образовательного пространства, прежде всего тем, что она всегда характеризует образовательную деятельностью ребенка и с ней неразрывно связана. Образовательное пространство существует относительно независимо от образовательной деятельности (например, инфраструктура).
Методология и принципы проектирования. Методология проектирования включает в себя дескриптивное описание и конструктивную разработку принципов создания (внедрения и управления) образовательной среды, основанную на методологии управления качеством международного стандарта ИСО 9000 применительно к образовательной сфере. Для этого следует разработать концептуальную (описательную) и инструментальную (технологическую) модели следующих образовательных и организационно- управленческих феноменов: а) культурологической парадигмы; б) образовательной среды (образовательного пространства). Необходимым условием является экспликация концепции управления качеством в соответствии с международным стандартом ИСО 9000 и адаптация ее к образовательной сфере. Методология и принципы проектирования. Методология проектирования включает в себя дескриптивное описание и конструктивную разработку принципов создания (внедрения и управления) образовательной среды, основанную на методологии управления качеством международного стандарта ИСО 9000 применительно к образовательной сфере. Для этого следует разработать концептуальную (описательную) и инструментальную (технологическую) модели следующих образовательных и организационно- управленческих феноменов: а) культурологической парадигмы; б) образовательной среды (образовательного пространства). Необходимым условием является экспликация концепции управления качеством в соответствии с международным стандартом ИСО 9000 и адаптация ее к образовательной сфере.
Формальный и содержательный подходы Международный стандарт ИСО 9000 регламентирует ситуации управления несоответствиями, а также содержит концептуальную и инструментальную модель системы менеджмента качества в целом, которые экстраполируются на менеджмент качества дошкольного образования. Тем не менее, только формально-технократический подход (без которого, к сожалению, не обойтись) позволяет рассматривать дошкольное образование как совокупность процессов по предоставлению образовательной услуги. Для педагога и воспитателя дошкольное образование воспринимается как содержательный процесс живого общения, культуротворчество, формирование души ребенка посредством всемогущей любви.