Развивающая предметно- пространственная среда МДОУ 2
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать». «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, будет зависеть весь его дальнейший путь к знаниям». В.В.Сухомлинский
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и территорией вокруг образовательной организации), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Нормативно-правовая база РППС: -Конституция РФ от 25 декабря 1993 г., с изменением от 30 декабря 2008 г.; -Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; -Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об образовании в РФ», 185 от 02 июля 2013 г.; -Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДО» 1155 от 17 октября 2013 г.; -Комментарии к ФГОС ДО от 28 февраля 2014 г.; -Концепция содержания непрерывного образования от 17 июня 2003 г.; -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. 26 Об утверждении Сан ПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; -Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», указ президента РФ Пр- 271 от 04 февраля 2010 г.; -Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 г. 61/1912 « О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; -Приказ Министерства образования РФ от «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»; -Письмо Минобразования России от ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей д/в, воспитывающих в семье».
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. а также возможности для уединения; различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования. а также национально-культурных, климатических и других условий.
Понятие «развивающая предметно – пространственная среда» (РППС) ОХВАТЫВАЕТ пространственную организацию соответствующее наполнение
пространственная организация: комфортное, стабильное условие для реализации воспитательно – образовательного процесса (ФОРМА) соответствующее наполнение: систематическое дополнение, обновление, вариативность, активизация разных видов деятельности (СОДЕРЖАНИЕ)
Основные принципы организации РППС. РППС должна быть: Содержательно – насыщенной; Трансформируемой; Полифункциональной; Доступной; Безопасной.
Цель создания развивающей предметно- пространственной среды. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а так же возможности для уединения. ФГОС ДО
РППС должна быть содержательно-насыщенной
РППС должна быть трансформируемой
РППС должна быть полифункциональной
РППС должна быть доступной
РППС должна быть безопасной
Развитие познавательных интересов, формирование и развитие функций мелкой мускулатуры, правильного дыхания - важная и неотъемлемая часть РППС в группах квалифицированной коррекции
Специально организованная РППС-важное условие социализации и индивидуализации детей с ОВЗ
При создании РППС для детей с задержкой психического развития педагоги используют специальный подход с учетом диагноза и особенностей в развития каждого ребенка.
Использование песочной терапии и оборудования «сенсорной комнаты» –неотъемлемая часть РППС при работе педагога-психолога с дошкольниками
РППС это и участки для прогулки, и вся территория детского сада
РППС физкультурного зала и бассейна включает в себя средства обучения, инвентарь, позволяет разнообразно использовать все составляющие. Она трансформируется в зависимости от ситуации, обеспечивает свободный доступ воспитанников. Весь спортивный инвентарь соответствует требованиям безопасности.
РППС должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к своевременной корректировке и постоянному развитию. Бытовые пространства ДОУ оформляются работами дошкольников, детско-взрослыми проектами и пр. Создавая РППС музыкального зала, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной и в повседневной жизни и при проведении праздников.. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике.
Спасибо за внимание!