Живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор, художник декоративно-прикладного искусства, известен как автор живописных полотен, фресок, декоративных панно. Художник-символист, представитель романтического направления русского модерна. Живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор, художник декоративно-прикладного искусства, известен как автор живописных полотен, фресок, декоративных панно. Художник-символист, представитель романтического направления русского модерна. Родился в Омске, в семье военного юриста, где интересовались искусством, литературой, музыкой. Поступив в Петербургский университет на юридический факультет, он часто бывал в Эрмитаже и посещал вечерние часы занятий в Академии художеств. По окончании университета он в 1880 был принят в Академию художеств. Родился в Омске, в семье военного юриста, где интересовались искусством, литературой, музыкой. Поступив в Петербургский университет на юридический факультет, он часто бывал в Эрмитаже и посещал вечерние часы занятий в Академии художеств. По окончании университета он в 1880 был принят в Академию художеств.
В жил в Киеве (не окончив Академии), где работал над эскизами росписей Кирилловской церкви и Владимирского собора; выполнил самостоятельно ряд монументальных композиций. Исполненные Врубелем работы в церкви, а также декорации во Владимирском соборе принадлежат к лучшему, что создано в религиозной живописи за весь XIX в. В жил в Киеве (не окончив Академии), где работал над эскизами росписей Кирилловской церкви и Владимирского собора; выполнил самостоятельно ряд монументальных композиций. Исполненные Врубелем работы в церкви, а также декорации во Владимирском соборе принадлежат к лучшему, что создано в религиозной живописи за весь XIX в. В 1887 г. ему поручается исполнение фресок для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. В 1887 г. ему поручается исполнение фресок для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. Фрески Кирилловской церкви
В Москве начинается период его наиболее плодовитой работы. Он пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева, заканчивает " Демона ". В годах исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики ( Снегурочка, Лель, Волхова, Садко, Купава, Египтянка и пр.) В 1896 г. пишет большие декоративные панно для нижегородской всероссийской выставки. В 1897 г. пишет панно для Морозова : " Утро ", " Полдень " и " Вечер ". В 1900 г. начал писать второго " Демона " ( ныне собственность В. П. Рябушинского ).
Портрет С. И. Мамонтова Портрет К. Д. Арцыбушева
Центральным произведением, как бы квинтэссенцией его творчества, стала трилогия " Демон " - сидящий, летящий и поверженный. Работа над образом Демона привела художника к иллюстрированию произведений Лермонтова М. Ю. В знаменитой картине " Демон сидящий " (1890) Врубель пишет " молодую, уныло - задумчивую фигуру " среди фантастического лилово - терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Перед зрителем является новая, преображенная реальность, будто превращенная в волшебные сталактиты, ставшая камнем, будь это цветы или живой Демон. Они изображены на фоне закатного неба. Лиловое небо в картине написано тем загадочным цветом ирисов и оперения экзотических птиц, который был столь любим в " эпоху угасания ", как называли конец XIX века. Сумерки - трещина между мирами, проникновение в области невидимого, фантастического, которое становится зримым в неясном свете заката
Маска льва Волхова Садко
В начале х окончательно сложилась художественная манера Врубеля, в которой резкий, ломающийся штрих, совмещение нескольких планов в изображении предмета, мозаичный мазок и яркие цветовые сочетания становятся средствами выражения тревожного и драматического восприятия мира. Всё время идут поиски монументально - декоративного решения станковой картины. Врубель испытывал влияние символизма и модерна, однако его творчество выходило за рамки этих течений. В художник живет в Италии. Творчество Врубеля во второй пол х отмечено вниманием к фольклору и сказочным образам. Он активный участник Мамонтовского кружка. Свои творческие усилия он направляет на создание майоликовой скульптуры, исполнение эскизов декоративных блюд, камина в Абрамцеве. В эти годы он успешно работает в области театрально - декорационного искусства в частной опере Мамонтова С. И. В 1906 Врубель ослеп, в 1910 умер в больнице для душевнобольных. Врубель должен быть причислен к классикам русского искусства - значение его в истории русской живописи очень велико. Он замечателен не только как автор прекрасных картин, но и как один из первых, указавших путь современной монументальной живописи. Произведения его находятся в музее Александра III, в Третьяковской галерее, в музее Академии Художеств и во многих частных собраниях. Из картин его наиболее известны : " Восточная сказка " (1886, собственность Б. И. Ханенко ), " Гамлет и Офелия " (1888, собственность С. А. Щербатова в Москве ), " Сидящий Демон " (1890, собрание В. О. Гиршмана в Москве ), " Гадалка " (1895, Третьяковская галерея ), " Пан " (1899, Третьяковская галерея ), " К ночи " (1900, там же ), " Царевна Лебедь " (1900, собрание М. К. Морозова в Москве )