История Нового года.
1 марта, 25 марта и 1 сентября - являются днями «сотворения мира» в соответствии с константинопольской (древнерусской), александрийской и антиохийской эрами.
. В Древней Руси год начинался в марте – в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и еще одна новогодняя дата – 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии.
В 312 году сам Константин I ввел счисление, согласно которому год начинался 23 сентября – датой рождения первого римского императора Октавиана Августа.
На территориях независимых русских княжеств новый год долгое время мог начинаться 1 марта и 1 сентября, пока в 1342 году московский митрополит Феогност, а затем и церковный собор 1492 года не узаконили начало года с 1 сентября. Великий князь Московский и «всея Руси» Иван III утвердил постановление церковного собора, причем с 1 сентября стал начинаться не только церковный, но и гражданский год.
1492 год от Рождества Христова ожидали как «роковой» год – год «конца мира», поскольку еврейские, а затем и христианские толкователи Библии полагали, что мир будет существовать то ли 6000, то ли 7000 лет от его сотворения – эквивалентно числу дней творения или полной седмицы.
Последний раз осенний Новый год был отпразднован в 1699 году и проведен был "весело и в пиршестве". К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя "братом". К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя "братом".
Отменив летосчисление от дня сотворения мира, Петр I "лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах" устанавливает отсчет времени по Рождеству Христову. А заодно, и все по той же причине, переносит празднование Нового года с сентября на январь.
20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова.
1700 год начался службами во всех церквах «с испрашиванием благословления на Новый год». Указания царя были выполнены со всей тщательностью, а сам Петр, по сообщению австрийского резидента О.-А. Плейера, «в этот вечер устроил очень красивый фейерверк…»
В 1582 году папа Григорий XIII папа Григорий XIII ввел новую календарную систему, которая получила название григорианской или «новый стиль». К 1782 году почти все государства Европы перешли на новое летосчисление.
Православная церковь на Константинопольском соборе 1583 года признала неточность юлианского календаря, но на григорианский переходить отказалась, поскольку по новому стилю христианская Пасха иногда совпадает с еврейской или наступает раньше нее, что запрещено «Апостольскими правилами». Не перешла на григорианский стиль и Россия, хотя с 1700 года она и встречала новый год 1 января, но все же на 11 суток позднее других европейских государств.
В нашей стране календарную реформу провели большевики сразу после прихода к власти: 16 ноября 1917 года этот вопрос обсуждался в правительстве, а 24 января 1918 года был принят декрет о введении в Российской Республике западноевропейского календаря: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого: 1. Первый день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15-м».
В результате советский Новый год предшествует православному Рождеству Христову, а православные по-прежнему встречают Новый год по старому летосчислению, то есть 14 января, называя его «старым Новым годом».
Рождество Христово в католическом и протестантском мире празднуется 25 декабря по григорианскому календарю, тогда же, 25 декабря, оно празднуется и в православном мире, но по юлианскому календарю. В XX и XXI веках это соответствует 7 января по новому стилю, а в XXII веке – 8 января.
Рождественская или новогодняя ёлка это форма отображения одного из древних символов человечества Мирового дерева, Космической Оси, особенно распространённого у индоевропейских народов.
Уже в нашу эру в Европе на Рождество стали украшать ель: яблоками, печеньем, зажжёнными свечами.
Первую рождественскую елку установили в Риге. Датой рождения рождественской ёлки можно считать 1510 год.
В Россию обычай отмечать Новый год привез из Германии Петр I; первые в России новогодние праздники были устроены, согласно царскому указу, в 1700 году. Окончательно обычай празднования Рождества с рождественской ёлкой установился в середине XIX веке.